Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 989 47 25

Концессионные соглашения

Концессионные соглашения являются одним из наиболее распространённых методов оформления взаимоотношений между публичным субъектом (государством, субъектом федерации, муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов) и частным субъектом, касающихся инвестиционных обязательств.

Концессионные отношения выстраиваются вокруг обязанности частного инвестора (концессионера) по строительству (реконструкции) и последующей эксплуатации объекта концессионного соглашения в совокупности с правом извлечения выгоды от эксплуатации указанного объекта. Публичный субъект (государство, концедент), в свою очередь, обязуется предоставлять концеденту права владения и пользования объектом в течение срока действия концессионного соглашения, после чего объект подлежит возвращению публичному субъекту.

Объектом концессионного соглашения всегда является недвижимым имуществом либо единым комплексом, состоящим из недвижимого и движимого имущества, и должен быть предназначен для осуществления концессионером предусмотренной концессионным соглашением деятельности. Объектами концессионного соглашения могут быть: автодороги, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, системы коммунальной инфраструктуры, объекты здравоохранения и образования, культуры, спорта, промышленные объекты.

Концессионным соглашением также предусматривается внесение частным субъектом концессионной платы концеденту в период эксплуатации объектов соглашения. При этом такая плата может вноситься как на протяжении всего срока действия соглашения, так и в определённые периоды (например, только после ввода построенного объекта в эксплуатацию).

Концессионная плата может быть установлена как в денежной форме так и путем передачи публичному субъекту имущества, либо в виде доли от продукции концессионера или доходов от его деятельности.

Размер концессионной платы по соглашениям, заключаемым в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, не может быть выше прибыли концессионера от эксплуатации данных объектов.

В то же время, концессионным соглашением может предусматриваться внесение концедентом (публичным субъектом) платы концессионеру или оплата концедентом части расходов концессионера по созданию объекта концессионного соглашения.

Таким образом, в рамках модели концессионного соглашения могут быть реализованы принципиально разные экономические схемы взаимодействия частного и публичного субъектов, распределения расходов между ними.

Фактически, вклад концессионера может быть как связан со внесением значительной доли инвестиций в объект концессионного соглашения, так и сводиться к управлению имуществом и денежными средствами, поступающими от публичного субъекта.

Концессионные соглашения заключаются в конкурсном порядке путём отбора заявок по ценовым и неценовым критериям. Концессионным соглашением, как правило, жестко регулируются размер и сроки возврата инвестированного капитала, кроме того, могут быть предусмотрены минимально допустимые плановые показатели деятельности концессионера. Концедент также вправе принимать на себя часть расходов концессионера по соглашению или предоставлять последнему государственные гарантии. Но, вместе с тем, возможность компенсации концедентом убытков концессионера при недостижении им установленных показателей прибыли прямо законом не предусмотрена.

Земельные участки по концессионным соглашениям не предоставляются, однако, обязательность предоставления земельного участка под объектами концессионного соглашения без торгов и взаимосвязь между правом на участок и действительностью концессионного соглашения установлена законом.

Концессионные соглашения являются довольно жёстко регулируемым видом закрепления отношений государственно-частного партнёрства. Это обусловливает невозможность выстраивания договорных отношений в рамках концессионного регулирования, не предусмотренных законом, а также создаёт опасность признания положений уже заключённых договоров недействительными в тех ситуациях, когда суды осуществляют судебную переквалификацию договора. Однако, жёсткость регулирования имеет преимущество предсказуемости взаимоотношений между публичным и частным субъектом, что, в свою очередь, снижает риск злоупотреблений со стороны государственных органов в ходе исполнения такого договора.

Правовой центр «Два М» готов оказать услуги по сопровождению проектов публично-частного партнерства на всех этапах их реализации. В том числе:

  • Оценка возможности реализации инвестиционного проекта в рамках одного из видов публично-частного партнёрства. В том числе в сравнении с иными возможными способами реализации данного проекта;
  • Сопровождение процедуры заключения соглашения в области публично-частного партнерства. В том числе подготовка обращений инвестора в государственный (муниципальный)орган с предложением о заключении соглашения публично-частного партнерства, подготовка проектов соглашения, прилагаемого пакета доку ментов;
  • Сопровождение реализации проектов публично-частного партнерства;
  • Представление интересов на переговорах с уполномоченными государственными и муниципальными органами как при заключении, так и при исполнении соглашений в области публично-частного партнёрства;
  • Представление интересов в арбитражных судах, Федеральной антимонопольной службе по спорам, связанным с соглашениями о публично-частном партнерстве.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юридические услуги