Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 225-74-27 | +7 495 225-74-28

Государственно-частное и муниципально-частное партнерство

Государственно-частное или муниципально-частное партнёрство (ГЧП) является схожей с концессионным соглашением формой урегулирования отношений между частным и публичным субъектом. Оно также подразумевает основанное на объединении ресурсов сотрудничество государства (муниципалитета) и частного инвестора, но базируется на более равномерном, нежели концессия, распределении рисков.

По соглашению о ГЧП частный партнер (коммерческая организация) обязуется осуществить строительство либо реконструкцию объекта соглашения – определенного таким соглашением недвижимого имущества, либо комплекса, состоящего из движимого и недвижимого имущества, после чего осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание такого объекта на оговоренных в соглашении условиях.

Перечень возможных объектов ГЧП практически повторяет перечень объектов концессионных соглашений: автодороги, транспорт (кроме метрополитена), морские, речные, воздушные суда, подводные и подземные технические сооружения, мелиоративные системы, объекты благоустройства территорий, объекты здравоохранения и образования и др.).

Строительство (или реконструкция) объекта соглашения о ГЧП, как и его эксплуатация и последующее техническое обслуживание отнесены к обязанностям со стороны частного партнёра. В то же самое время, финансирование строительства и/или эксплуатации и технического обслуживания объекта может быть разделено между частным и публичным партнёром в определяемой сторонами пропорции.

Право собственности на объект соглашения всегда возникает у частного партнёра, Однако, в ряде случаев, объект должен быть передан в государственную (муниципальную) собственность в момент, указанный в соглашении (не позднее окончания срока действия соглашения). Распоряжение объектом соглашения со стороны частного субъекта в период действия соглашения не допускается. Таким образом, соглашение о ГЧП, в отличие от концессионного соглашения, может предусматривать сохранение создаваемого частным партнёром имущества в его собственности по истечении срока соглашения.

Условия соглашения о ГЧП формируются сторонами на базе установленных в законе «опций»: обязательства частного партнёра по финансированию, строительству и эксплуатации могут быть дополнены обязанностью по проектированию; публичный и частный партнёр могут разделить расходы на строительство, эксплуатацию или техническое обслуживание объекта; согласовать момент перехода созданного объекта в публичную собственность, или его сохранение за частным субъектом. Кроме того, в соглашении могут быть предусмотрены государственные или муниципальные гарантии, предоставляемые частному партнёру в ходе исполнения им обязательств. Публичный партнёр обязан также оказывать содействие в получении необходимых для реализации проекта разрешений.

Соглашением также может быть предусмотрена плата частного партнёра в период эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения, однако, в отличие от концессионных выплат, она не является обязательной.

Земельные участки для реализации соглашения о ГЧП предоставляются по договору аренды без проведения торгов.

Инициатива заключения соглашения о ГЧП или муниципально-частном партнёрстве может принадлежать как частному, так и публичному субъекту. Порядок заключения соглашения достаточно сложен и предусматривает следующие стадии:

  1. принятие решения публичным партнёром о возможности реализации проекта (при направлении инициативы к заключению договора от частного субъекта);
  2. оценка эффективности предполагаемого проекта;
  3. оценка сравнительного преимущества проекта;
  4. принятие решения о реализации проекта;
  5. проведение конкурса на право реализации проекта;
  6. заключение соглашения о муниципально-частном партнёрстве.

Таким образом, процедура заключения соглашения о ГЧП несколько сложнее, чем процедура заключения концессионного соглашения, в связи с многоступенчатой процедурой принятия публичным партнером решения о заключении соглашения.

Соглашение о государственно-частном или муниципально-частном партнёрстве является формой регулирования, призванной в наилучшей степени учитывать баланс интересов частной и публичной сторон договора. При этом, данная форма также обладает высокой степенью надёжности и правовой защищённости в силу наличия предусмотренных законом прав и обязанностей у обеих сторон соглашения. Однако, указанные преимущества обеспечиваются сложной системой отбора и конкурентной оценки предлагаемых к реализации проектов.

Правовой центр «Два М» готов оказать услуги по сопровождению проектов публично-частного партнерства на всех этапах их реализации. В том числе:

  • Оценка возможности реализации инвестиционного проекта в рамках одного из видов публично-частного партнёрства. В том числе в сравнении с иными возможными способами реализации данного проекта;
  • Сопровождение процедуры заключения соглашения в области публично-частного партнерства. В том числе подготовка обращений инвестора в государственный (муниципальный)орган с предложением о заключении соглашения публично-частного партнерства, подготовка проектов соглашения, прилагаемого пакета доку ментов;
  • Сопровождение реализации проектов публично-частного партнерства;
  • Представление интересов на переговорах с уполномоченными государственными и муниципальными органами как при заключении, так и при исполнении соглашений в области публично-частного партнёрства;
  • Представление интересов в арбитражных судах, Федеральной антимонопольной службе по спорам, связанным с соглашениями о публично-частном партнерстве.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефонам:

  • (495) 225-74-27
  • (495) 225-74-28
  • (495) 225-77-83 
    или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Юридические услуги