Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 989 47 25

Регулирование самовольного строительства в г.Москве

Вопросы самовольного строительства в г.Москве встают острее, нежели в других регионах, в силу высокой рыночной цены на землю. С учётом данного фактора законодательством Москвы установлено детальное регулирование процедур выявления самовольных построек, юридического признания их таковыми и наступления связанных с этим юридических последствий.

Выявление самовольных построек возможно в процессе осуществления органами государственной власти г.Москвы различных контрольных мероприятий, а также на основании информации от частных субъектов права (физических лиц и организаций). Информация о предполагаемых признаках самовольности постройки поступает в Мосгосстройнадзор. Данный орган проводит проверку поступившего сообщения, в том числе, в ходе проведения административного обследования без взаимодействия с землепользователем.

Согласно нормам федерального законодательства, по общему правилу судьба самовольной постройки подлежит разрешению в суде. Однако, Гражданским кодексом выделяется также перечень случаев, когда самовольная постройка подлежит сносу без решения суда, в административном порядке: в случае, если она расположена в зоне с особыми условиями использования территорий, на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В соответствии с этим, Мосгосстройнадзор при выявлении признаков самовольности постройки определяет режим земельного участка, на котором та располагается. В случае, если перечисленные выше признаки не выявлены, Мосгосстройнадзор включает постройку в один из перечней объектов, созданных в ненадлежащем порядке (один из перечней посвящён объектам, созданным на земельных участках г.Москвы и неразграниченной государственной собственности, другой включает в себя все остальные объекты). На основании данных перечней Департамент городского имущества предъявляет в суд иск о сносе либо о регистрации прав на постройку за г.Москвой.

В тех ситуациях, когда постройка может быть снесена во внесудебном порядке, Мосгосстройнадзор инициирует подготовку перечня зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками и подлежащих сносу. Данный документ утверждается Правительством Москвы. Указанный перечень и является административным актом, на основании которого возможен последующий снос самовольных построек.

Сообщение о включении объектов капитального строительства в перечень самовольных построек, подлежащих сносу, публикуется на официальных сайтах Мэра и Правительства Москвы, а также направляется собственнику объекта капитального строительства в течение 7 дней со дня принятия Постановления Правительства Москвы. В сообщении указывается срок, в пределах которого собственником должны быть осуществлены мероприятия по демонтажу самовольной постройки.

Кроме того, сообщение о сносе также размещается Префектурой административного округа г.Москвы на информационном щите в границах земельного участка, где расположена постройка. Данная мера направлена на информирование общественности о предстоящих мероприятиях, а также собственника самовольной постройки в случае, если он не известен. Если в течение 2 месяцев после этого владельцы постройки не будут выявлены, сообщение также публикуется на официальном сайте Префектуры.

В случае, если требование о сносе самовольной постройки в установленный в сообщении срок будет выполнено, правообладатели снесённого объекта имеют право на компенсацию их расходов по сносу.

В случае, если в указанный срок постройка не была снесена, Мосгосстройнадзор составляет акт о неподтверждении сноса самовольной постройки. На основании данного документа Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Автомобильные дороги» сносит данный объект самостоятельно в 5-дневный срок.

В случае, если информация о владельцах самовольного капитального строения отсутствует по истечении 2 месяцев со дня размещения информационного стенда на территории земельного участка, ГБУ г.Москвы «Автомобильные дороги» сносит самовольную постройку своими силами в 15-дневный (в отдельных случаях – в 30-дневный) срок.

Указанный порядок сноса самовольных построек был предметом рассмотрения судов общей юрисдикции в деле № 3а-907/2015. По результатам рассмотрения дела Московским городским и Верховным судами данные законоположения признаны соответствующими нормам ГК РФ.

Правовой центр «Два М» предлагает следующие юридические услуги, связанные с оценкой статуса объектов самовольного строительства в г.Москве:

  • подготовка комплексных юридических заключений в отношении статуса объектов самовольного строительства, возможных перспектив легализации самовольной постройки;
  • юридическое сопровождение и представительство интересов предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий;
  • защита прав частных субъектов в случае предъявления со стороны контролирующих органов предписаний устранить административное правонарушение (в том числе с требованием о сносе возведённых объектов);
  • защита правообладателей объектов недвижимости при предъявлении со стороны уполномоченного органа иска о сносе самовольной постройки; при получении уведомления о сносе объекта в административном порядке.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юридические услуги