Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 225-74-27 | +7 495 225-74-28

Договор о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя объекта недвижимости

С 2017 г. в законодательство РФ введён новый тип договоров между публичным и частными субъектами в сфере развития территории – договоры о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя объекта недвижимости.

Данный договор предполагает комплексную застройку территории собственниками и арендаторами (по долгосрочным договорам) расположенных на данной территории участков и объектов недвижимости. При этом соответствующие участки должны быть включены правилами землепользования и застройки в территории комплексного развития.

Наиболее актуально применение данного договора при застройке перепрофилируемых промышленных зон и иных достаточно крупных территорий, застроенных неэффективно используемой недвижимостью, а также бывших сельскохозяйственных земель, включённых в границы населенных пунктов. В том числе -для жилищного строительства на таких территориях.

При этом заключение данного договора может быть фактически принудительным. Так, в случае, если при наличии установленных законом оснований уполномоченным органом принято решение о развитии соответствующей территории, то заключение договора является для правообладателей единственной альтернативой изъятию участков и недвижимости в рамках процедуры комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления.

Предмет договора сводится к тому, что частный субъект – один или несколько правообладателей участков или объектов капитального строительства, - обязуются построить предусмотренные договором объекты недвижимости. При этом такая недвижимость в полном объёме становится собственностью застройщика (кроме объектов инфраструктуры, их судьба определяется договором).

Инфраструктура (социальная, коммунальная, транспортная и т.д.) развиваемой территории, включая объекты образования и здравоохранения, может создаваться за счет как правообладателей участков, так и публичного субъекта – муниципалитета или региональных властей. Аналогично распределяются между сторонами и обязанности по благоустройству территории.

Инфраструктура размещается, в первую очередь, на участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вошедших в территорию комплексного развития. Если строительство инфраструктуры возложено на частного субъекта – такие участки предоставляются ему в аренду без торгов.

Также частному субъекту могут предоставляться льготы по арендной плате и налоговые льготы.

Также на публичный субъект возлагаются обязанности юридического характера – обеспечить, исходя из своих полномочий формирование земельных участков и в соответствии с проектом планировки, изменение их разрешенного использования и т.д.

Для реализации договора о комплексном развитии является обязательной подготовка проекта планировки территории и (в его составе) проект межевания. Причем такой проект готовится силами правообладателя (правообладателей) участков до заключения договора. При этом принятия отдельного решения о подготовке проекта планировки территории со стороны уполномоченного органа не требуется.

Подготовленный проект либо утверждается уполномоченным органом, либо может быть направлен на доработку, отказ в утверждении проекта планировки в данном случае законом не предусмотрен.

При этом проект планировки утверждается без публичных слушаний.

Таким образом, договор о развитии территории по инициативе правообладателя позволяет в сокращенные, по сравнению с общим порядком, сроки обеспечить оформление градостроительной документации, разрешить вопросы создания инфраструктуры. И, соответственно, быстрее приступить непосредственно к проектированию и строительству.

Однако основной и непростой задачей для потенциального инвестора является внесение положений о комплексном развитии соответствующей территории в правила землепользования и застройки, установление для неё приемлемых видов разрешённого использования и параметров строительства.

Специалисты Правового центра «Два М» рады предложить следующие услуги, связанные с заключением договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя объекта недвижимости:

  • анализ возможностей и оценка потенциала территории для заключения договора о ее развитии;
  • сопровождение процедуры внесения изменений в правила землепользования и застройки
  • сопровождение процедуры подготовки проектов планировки и межевания территории для заключения договора о комплексном развитии территории;
  • сопровождение процедуры обращения в уполномоченный орган для принятия им решения о развитии застроенной территории;
  • комплексное сопровождение участия в торгах, заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, осуществления строительства;
  • юридические услуги по защите прав заказчика при оспаривании решений по комплексному развитию территории;
  • защита интересов заказчика в суде.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефонам:

  • (495) 225-74-27
  • (495) 225-74-28
  • (495) 225-77-83 
    или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юридические услуги