Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 989 47 25

Защита прав землепользователей на публичных слушаниях

Поскольку принятие правил землепользования и застройки или внесение в них изменений может оказать существенное влияние на права землепользователей, законодательство устанавливает обязанность компетентных органов проводить публичные процедуры при утверждении ПЗЗ – публичные слушания.

Порядок проведения публичных слушаний определяют органы местного самоуправления в местных нормативных актах, однако, общие основания их проведения установлены на федеральном уровне. Так, органы местного самоуправления должны заблаговременно оповещать жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, а также обеспечить возможность для граждан ознакомиться с проектом ПЗЗ заранее. В публичных слушаниях принимают участие заинтересованные лица - жители тех частей муниципальных образований, которые подпадают под действие принимаемых изменений, и юридические лица – владельцы земельных участков на соответствующей территории.

На публичных слушаниях жители получают право высказать свои замечания, предложения и требования, связанные с принятием правил землепользования и застройки. Как правило, свои комментарии можно направить в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в письменном виде, а также высказать лично в ходе проведения публичных слушаний в форме совместного присутствия, которые назначаются в конце периода ознакомления с материалами ПЗЗ. Те замечания, которые были представлены письменно, также озвучиваются на данном собрании и заносятся в протокол публичных слушаний.

Следует отметить, что замечания, высказанные жителями в ходе публичных слушаний, не являются обязательным указанием для органов публичной власти. Органы местного самоуправления вправе после подведения итогов публичных слушаний не только согласиться с представленными замечаниями и направить ПЗЗ на доработку, но и проигнорировать пожелания жителей и утвердить Правила в исходном виде.

Однако, это не означает, что участие в публичных слушаниях не имеет практического значения. Такое участие закладывает основы диалога с государственными органами (например, для дальнейшего оспаривания в вышестоящие органы в административном порядке), а в отдельных случаях – и основы доказательной базы для судебных споров. Кроме того, публичные слушания позволяют получить информацию о панируемом градостроительном регламенте земельного участка или территории; обладая данной информацией, землепользователь может обратиться в иные органы государственной власти и местного самоуправления, СМИ и так далее, с тем, чтобы добиться внесения правок в готовящийся документ.

При этом, наиболее эффективно принимать участие в слушаниях, не только делая устные замечания (если они не были отражены в протоколе, доказательства их внесения отсутствуют), но и направляя письменные обращения с предложениями изменить проект ПЗЗ. Если такое обращение не будет отражено в протоколе, это станет для суда основанием отмены правил землепользования и застройки. Напротив, если требование об отмене ПЗЗ направляет лицо, которое в публичных слушаниях не принимало участия, в некоторых ситуациях суд указывает данный факт в качестве дополнительного (но не определяющего) основания для отказа.

Таким образом, если новые, ещё не введённые в действие ПЗЗ нарушают Ваши права, необходимо заявить о нарушении Ваших прав на публичных слушаниях. Такое заявление может предотвратить необходимость длительной процедуры оспаривания уже принятых ПЗЗ.

Специалисты Правового центра «Два М» обладают обширным опытом в сфере земельных и градостроительных отношений и предлагают следующие организационно-правовые и консультационные услуги по юридическому сопровождению вопросов, связанных с оспариванием градостроительного регламента земельных участков, установленного Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки:

  • консультирование (как в устном, так и в письменном виде) по вопросам, связанным с градостроительным регламентом территорий, получением градостроительных планов земельных участков, обжалованием документов, устанавливающих градостроительный регламент;
  • подготовка комплексных правовых заключений по вопросам, связанным с принятием генерального плана, правил землепользования и застройки и установления градостроительного регламента земельного участка;
  • представление интересов клиента на публичных слушаниях, переговорах с уполномоченными государственными и муниципальными органами.
  • представление интересов клиента в государственных органах и судах различных инстанций по вопросу оспаривания положений документов, устанавливающих градостроительный регламент земельного участка, в т.ч. генерального плана и правил землепользования и застройки.
  • юридическое сопровождение процедуры внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки по инициативе правообладателя земельного участка.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юридические услуги