Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 989 47 25

Порядок определения арендной платы за земельные участки в Московской области

Арендная плата за государственные земли является регулируемой и подлежит определению на основании принятых субъектом федерации нормативных актов.

Если участок предоставляется на торгах, размер арендной платы определяется как максимально предложенная на аукционе ставка аренды. Данная ставка подлежит ежегодной компенсации на утвержденный Правительством РФ коэффициент инфляции.

Для участков, предоставляемых в аренду без проведения торгов, законодательством Московской области установлена специальная формула расчета из следующих составляющих:

1) базовая ставка арендной платы.

Базовая ставка устанавливается применительно к каждому муниципальному району отдельно для:

  • земель населенных пунктов городов и рабочих поселков;
  • земель сельских населенных пунктов (отдельные ставки установлены для физических лиц и юридических лиц/индивидуальных предпринимателей);
  • земель промышленности;
  • земель сельскохозяйственного назначения;
  • иных земель за пределами населенных пунктов (отдельные ставки установлены для физических лиц и юридических лиц/индивидуальных предпринимателей);
  • помимо этого, пониженные ставки арендной платы установлены для ряда отдельных видов деятельности, в том числе:
  • земель населенных пунктов, предоставленных для сельскохозяйственного использования;
  • нарушенных земель при наличии проекта их рекультивации;
  • земель под размещение полигона ТБО.

2) коэффициент вида деятельности.

Коэффициент вида деятельности – это повышающий коэффициент от 1 до 10, увеличивающий базовую ставку арендной платы в зависимости от того, какая на участке осуществляется деятельность и размещаются объекты. Например, коэффициент для промышленного производства – 1,1, а для складов – 4,2.

Если участок предоставлен для строительства, то в первые три года применяется коэффициент 1,5, если данный коэффициент для соответствующего вида деятельности больше 1,5. По истечении трех лет устанавливается коэффициент в зависимости от планировавшегося назначения возводимых объектов, независимо от того, построены они или нет.

Например, если участок предоставлялся для строительства склада, то первые три года применяется коэффициент 1,5, а после этого – 4,2 независимо от того, было ли завершено строительство;

3) коэффициент места расположения участка.

Данный коэффициент устанавливается органами местного самоуправления и повышает арендную плату в зависимости от ценности места (населенного пункта), где расположен арендуемый участок.

Расчет размера арендной платы во многих случаях осуществляется с нарушением закона, что приводит к завышению арендных платежей.

Типичными нарушениями можно назвать следующие нарушения:
- применение базовой ставки, установленной для городов и рабочих поселков, применительно к участкам, расположенным в сельских населенных пунктах или вне границ населенных пунктов. К примеру, в Волоколамском районе ставка для земель в г. Волоколамске в ценах 2016 года составляет 15,41 рублей за 1 кв.м. в год, в то время как ставка для земель вне границ населенных пунктов составляет 1,52 рубля для предпринимателей/юридических лиц либо 0,76 рублей для физических лиц не предпринимателей. Завышение в 10 и 15 раз соответственно;
- применение базовой ставки, установленной для городов и рабочих поселков, к категории земель промышленности. Для того же Волоколамского района базовая ставка земель промышленности в ценах 2016 года составляет 2, 97 рублей, завышение при применении ставок земель населенных пунктов может составить 5 раз;
- применение общей базовой ставки, установленной для городов и рабочих поселков, к землям, предоставленным для сельскохозяйственного использования. На примере Волоколамского района: если участок сельскохозяйственного использования расположен в городе Волоколамске, базовая ставка аренды должна составить в ценах 2016 года 3 рубля 08 копеек (в 5 раз меньше базовой ставки). Если участок расположен в рабочем поселке Сычево – 12 копеек за 1 кв.м. (в 100 раз меньше базовой ставки.
- неправильное определение повышающих коэффициентов. В данной ситуации может иметь место применение неправильного (более высокого) коэффициента, установленного для иного вида деятельности. Например, нередко имеет место смешение коэффициентов для бытового обслуживания (1,5) и торговли (4,2), размещение парковки (2,5) и автосервиса (4,2) и другие.

Кроме этого, при установлении размера арендной платы в соответствии с законодательством Московской области, зачастую не учитываются установленные на федеральном уровне льготы.

Например, в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды арендная плата определяется в размере:

  • 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
  • 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Если в аренду оформляется земельный участок, который не может быть оформлен в собственность в силу его резервирования для государственных или муниципальных нужд, а также ограничения в обороте, арендная плата не может быть выше ставки земельного налога (1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка).

Правовой центр «Два М» оказывает юридические услуги по экспертизе правомерности исчисления арендной платы за земельные участки в Московской области:

  • осуществляет правовую экспертизу законности начисления арендных платежей за землю в Московской области, в том числе правильность применения базовых ставок аренды и коэффициентов;
  • готовит юридические заключения по вопросам возможности снижения арендной нагрузки в отношении конкретного земельного участка;
  • представляет интересы арендаторов в органах государственной власти Московской области по вопросам порядка исчисления арендной платы на землю;
  • представляет интересы арендаторов при рассмотрении споров о взыскании излишне уплаченных арендных платежей в пределах срока исковой давности, а также внесение изменений в договоры аренды в части определения размера арендных платежей.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юридические услуги