Договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления заключается на аукционе.
Предмет договора сводится к тому, что частный инвестор обязуется:
Инфраструктура (социальная, коммунальная, транспортная и т. д.) развиваемой территории, включая объекты образования и здравоохранения, может создаваться за счет как инвестора, так и публичного субъекта. Аналогично, договором о комплексном развитии территории распределяются между сторонами и обязанности по благоустройству территории.
Уполномоченный орган обязуется принять по ходатайству инвестора решение об изъятии расположенных на развиваемой территории участков и объектов недвижимости.
При этом выплату компенсации собственникам изымаемой недвижимости осуществляет инвестор. Он же, как правило, выступает и заказчиком оценки изымаемой недвижимости.
После прекращения права собственности прежнего правообладателя участки поступают инвестору в собственность (либо передаются в аренду, если являются ограниченными в обороте). Участки, находящиеся в государственной собственности, в отношении которых прекращаются ранее действовавшие договоры аренды, передаются инвестору в аренду без торгов.
Также уполномоченный орган передает инвестору в аренду без торгов свободные участки из земель государственной и муниципальной собственности.
Схема договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления весьма актуальна для реновации «проблемных» территорий существующей застройки – например, в г. Москве таким образом может проводиться застройка нефункционирующих промзон.
Но при этом неизбежно возникновение значительного числа споров, связанных с изъятием недвижимости у собственников (в том числе, размером компенсации), а также с желанием собственников заключить договор о комплексном развитии по своей инициативе.