Границы зон охраны объектов культурного наследия

До 2025 года проблематика установления границ зон охраны объектов культурного наследия будет оставаться крайне актуальной.

Под границами зон охраны ОКН понимают линии, которыми обозначается территория, за пределами которой градостроительная и иная хозяйственная деятельность не оказывает негативного воздействия на охраняемый объект культурного наследия. Обозначение таких линий осуществляется путем графического описания их местоположения и с помощью перечня координат характерных точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

При этом границы зон охраны ОКН могут не совпадать с границами территориальных зон ОКН и границами земельных участков.

Важность владения арендатором или собственником земельного участка информацией о том, попадает ли участок в границы зон охраны ОКН (равно как и в границы иных зон с особыми условиями использования территории) сложно переоценить.

Зачастую использование земельного участка для запланированных целей (застройка, реконструкция) требует изменения (уменьшения) границ зон объектов культурного наследия, в которые включен участок, или установления более мягкого режима охраны, в частности, замены защитной зоны на зону охраны ОКН. В ряде случаев для правообладателя участка актуален вопрос взыскания убытков или выкупа участка и расположенной на нем недвижимости в связи с включением в зону охраны ОКН.

Установление границ зон охраны ОКН

Установление границ зон охраны объектов культурного наследия (равно как и их изменение) осуществляется на основании проекта зон охраны ОКН.

Такой проект разрабатывается на базе материалов историко-культурных исследований (историко-культурный опорный план населенного пункта, материалы ландшафтно-визуального анализа и т. д.) по инициативе физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, собственников или пользователей ОКН, а также правообладателей участков, расположенных в границах зон охраны ОКН.

При этом имеющиеся «размытые» критерии по установлению перечня зон охраны, их границ и режимов допускают достаточно широкие пределы для усмотрения в зависимости от компетенции и подхода конкретного специалиста. Принципиальное значение имеет и позиция должностных лиц органов по охране культурного наследия при установлении (изменении) границ зон охраны объектов культурного наследия.

Проект зон охраны ОКН подлежит обязательной государственной историко-культурной экспертизе и, при ее положительном исходе, наряду с другими обосновывающими материалами представляется в орган, уполномоченный на утверждение границ зон охраны ОКН.

Внесение границ зон охраны в ЕГРН

В соответствии с новыми требованиями, зоны охраны ОКН считаются установленными с момента внесения границ таких зон с их графическим описанием и перечнем координат характерных точек этих границ в ЕГРН.

Однако данное правило не распространяется на зоны охраны ОКН, установленные (возникшие) до 1 января 2025 г. В отношении зон охраны ОКН (равно как и защитных зон ОКН), возникших до указанной даты, действует переходный период, в течение которого они будут признаваться существующими и при отсутствии сведений о них в ЕГРН.

Утвержденные границы зон охраны объектов культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон должны учитываться и отображаться в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории. Однако на практике все не так идеально.

На ближайшие несколько лет сохраняет актуальность проблематика сбора из различных источников сведений о том, попадает ли земельный участок в защитную зону, зоны охраны ОКН или иные ЗОУИТ, ограничивающие деятельность на участке. Отсутствие сведений о той или иной зоне ОКН в ЕГРН или градостроительной документации не является основанием для несоблюдения установленного в отношении нее режима.

Границы защитной зоны ОКН

Границы защитной зоны объектов культурного наследия отличаются наиболее значительным размером, поскольку устанавливаются предварительно (с запасом) в отношении ОКН и прилегающей к нему территории до утверждения конкретных границ и режима охраны такого объекта.

Размер защитной зоны ОКН может составлять от 100 до 300 метров во всех направлениях от контура памятника или общего контура ансамбля (в зависимости от нахождения ОКН в населенном пункте или за его пределами, наличия установленных границ ОКН, отнесения ОКН к отдельно стоящим либо к ансамблям).

Региональный орган охраны ОКН вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от вышеуказанных расстояний, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством РФ.

Границы зон охраны объектов культурного наследия Москвы

В Москве расположено большое число объектов культурного наследия (равно как и других объектов, для которых устанавливаются зоны охраны и другие ЗОУИТ), в связи с чем в границы зон охраны ОКН включены достаточно обширные территории.

Нередко земельные участки включаются в зоны охраны ОКН при изменении публичными органами власти градостроительных регламентов той или иной территории, что влечет серьезные последствия для владельцев таких участков вплоть до невозможности использования земли и недвижимости в соответствии с запланированными видами хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, в ряде зон охраны ОКН допустимо создание новых объектов капитального строительства и реконструкция имеющихся с соблюдением требований к сохраняемому объекту культурного наследия (минимальное ограничение визуального восприятия ОКН, требования к стилистике и т. д.). В то же время сами объекты культурного наследия могут реставрироваться с сохранением исторически ценных элементов и одновременным приспособлением под практические нужды.

Разрешение вопросов, связанных с установлением (уменьшением) границ зон охраны объектов культурного наследия требует грамотного подхода и эффективного взаимодействия с уполномоченными органами.

Для получения бесплатной консультации позвоните нам по телефону +7 (495) 989 47 25,
напишите в WhatsApp, на 2m@2m.ru или заполните форму