Порядок установления зон охраны ОКН имеет специфику, обусловленную особым статусом подлежащих охране объектов культурного наследия.
Поскольку режимы зон охраны ОКН (равно как и многие иные зоны с особыми условиями использования территорий) нередко накладывают существенные ограничения на градостроительную и иную хозяйственную деятельность в их границах, вопросы установления зон охраны ОКН и определения перечня ограничений принципиально важны для правообладателей участков, включенных в такие зоны.
Зачастую использование земельного участка для запланированных целей (застройка, реконструкция) требует изменения (уменьшения) границ зоны ОКН, в которую включен участок, или установления более мягкого режима охраны (в частности, замены защитной зоны на зону охраны ОКН и т. д.). При этом правила установления зон охраны ОКН оставляют возможность для усмотрения в зависимости от ситуации.
Установление зон охраны объектов культурного наследия (равно как и их изменение) осуществляется на основании проекта зон охраны ОКН.
Проект зон охраны ОКН представляет собой текстовые и графические материалы, содержащие описание границ проектируемых зон (охранной зоны, зоны регулирования и застройки, зоны охраняемого природного ландшафта), а также проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон.
Основой для разработки проекта зон охраны ОКН служат материалы историко-культурных исследований (историко-культурный опорный план населенного пункта, материалы ранее разработанных проектов и т. д.). При этом в них может обосновываться необходимость разработки проекта зоны охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны ОКН.
Сколько-нибудь четких критериев по установлению перечня зон охраны, их границ и режима нет. Они определяются в процессе проектирования специалистами (архитекторами, искусствоведами и т. д.) исходя из общих принципов: сохранения объекта культурного наследия, обеспечения его визуального восприятия, сохранения или восстановления вокруг объекта аутентичного или, как минимум, резко не конфликтующего с ним окружения.
Очевидно, что данные критерии допускают достаточно широкие пределы для усмотрения в зависимости от компетенции и подхода конкретного специалиста. Принципиальное значение имеет и позиция должностных лиц органов по охране культурного наследия при установлении зон охраны.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется по инициативе физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, собственников или пользователей ОКН, а также правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны ОКН.
Например, интерес владельцев участков, попавших в защитную зону ОКН, как правило, сводится к установлению вокруг объекта культурного наследия зон охраны (вместо защитной зоны), поскольку их границы и режим в большинстве случаев мягче, чем режим защитной зоны ОКН. Для органов охраны культурного наследия, напротив, проще максимально долго сохранять режим защитной зоны.
Проведение государственной историко-культурной экспертизы является обязательным этапом установления (изменения) зон охраны объектов культурного наследия. Она определяет соответствие проекта нормативам и требованиям охраны ОКН, необходимые режимы использования земель и градостроительного регламента в границах зоны охраны ОКН.
Порядок проведения экспертизы, а также требования к кандидатурам экспертов установлены Правительством РФ.
В зависимости от категории и вида объекта экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией в составе трех и более экспертов. При этом имеющиеся довольно «размытые» критерии по установлению зон охраны ОКН, их границ и режима допускают достаточно широкие пределы для усмотрения в зависимости от компетенции и подхода конкретного специалиста.
В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы:
• об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение) включения объекта культурного наследия в реестр;
• о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны ОКН.
Заключение историко-культурной экспертизы представляется наряду с другими обосновывающими материалами в соответствующий орган, уполномоченный на утверждение границ зон охраны ОКН.
Утверждение границ зон охраны ОКН, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон осуществляется:
• в отношении зон охраны ОКН федерального значения, признанного особо ценным ОКН народов РФ или включенного в Список всемирного наследия - Минкультуры РФ по согласованию с Минстроем РФ при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и заключения соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области государственной охраны ОКН;
• в отношении зон охраны ОКН федерального значения (за исключением выше указанного ОКН) - органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с Минкультуры РФ;
• в отношении зон охраны ОКН регионального или местного значения - органом государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, на территории которого расположен данный ОКН.
При этом границы зон охраны ОКН могут не совпадать с границами территориальных зон ОКН и границами земельных участков.
После утверждения границ зоны охраны ОКН соответствующее решение направляется в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены указанные зоны, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Также решение направляется в Минкультуры РФ.
Заключительным этапом установления зон охраны ОКН является внесение сведений о такой зоне в Единый государственный реестр ОКН, а также в ЕГРН.
В соответствии с новыми требованиями, зоны охраны ОКН считаются установленными с момента внесения границ таких зон с их графическим описанием и перечнем координат характерных точек этих границ в ЕГРН.
Однако данное правило не распространяется на зоны охраны ОКН, установленные (возникшие) до 1 января 2025 г. В отношении зон охраны ОКН (равно как и защитных зон ОКН), возникших до указанной даты, действует переходный период, в течение которого они будут признаваться существующими и при отсутствии сведений о них в ЕГРН.
Утвержденные границы зон охраны ОКН (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон должны учитываться и отображаться в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории. Однако на практике все не так идеально.
На ближайшие несколько лет сохраняет актуальность проблематика сбора из различных источников сведений о том, попадает ли земельный участок в защитную зону, зоны охраны ОКН или иные ЗОУИТ, ограничивающие деятельность на участке. Отсутствие сведений о той или иной зоне ОКН в ЕГРН или градостроительной документации не является основанием для несоблюдения установленного в отношении нее режима.