Позиция Конституционного суда по налогу на имущество

Правовой центр «Два М» оказывает услуги по исключению объектов из перечня облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости, базируясь на позиции Конституционного суда.

До недавнего времени здания, находящиеся на участках с разрешенным использованием, предполагающим размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита и (или) бытового обслуживания (в т. ч. наряду с производственными и иными видами) подлежали включению в перечень облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости («Перечень») независимо от того, используются ли они (и могут ли вообще физически использоваться) под эти цели.

В этом случае включение в Перечень расположенных на участке объектов происходило автоматически — по критерию вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка. Ситуация в корне изменилась после принятия Постановления Конституционного Суда РФ № 46-П от 12 ноября 2020 г.

В настоящее время на основании Постановления Конституционного Суда № 46-П возможно полное освобождение многих зданий и помещений от налога на имущество по кадастровой стоимости, а также его возврат (зачет) за предшествующие периоды (до трех лет, не считая года обращения в суд).

Позиция и логика Конституционного суда

Позиция Конституционного Суда, сформированная в указанном Постановлении, заключается в следующем:

Объект не должен облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости, если размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита и (или) бытового обслуживания установлено для земельного участка наряду с иными ВРИ, при этом фактически участок для указанных коммерческих видов деятельности не используется либо под эти цели задействовано менее 20% общей площади зданий.

Выводы в указанном постановлении Конституционного суда сделаны в отношении здания, находящегося на арендованном участке.

Логика Конституционного Суда состоит в том, что арендатор участка (в отличие от собственника) имеет ограниченную возможность выбирать разрешенное использование участка. Соответственно, он не должен платить налог на имущество в повышенном размере за то, что соответствующее разрешенное использование ему «навязали» уполномоченные органы города Москвы, в бюджет которого как раз и исчисляется данный налог.

Представляется, что аналогичный подход возможно применить и к собственникам участков в тех случаях, когда ограничена их возможность изменить разрешенное использование (например, в зоне сохраняемого землепользования по Правилам землепользования и застройки Москвы).

Исключение объекта из Перечня на основании Постановления Конституционного Суда № 46-П от 12 ноября 2020 г.

Объект можно исключить из Перечня на основании Постановления Конституционного Суда № 46-П при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • один из ВРИ участка предполагает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита и (или) бытового обслуживания;
  • фактически участок не используется для указанных видов деятельности или под указанные цели задействовано менее 20% общей площади зданий.

С 2021 года начала активно формироваться судебная практика в пользу собственников недвижимости по исключению из Перечня объектов, в которой суды исходят из правовой позиции Конституционного Суда.

В настоящее время собственники многих зданий и помещений могут как освободиться от уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости за текущий и последующие годы, так и вернуть уплаченные за предшествующие периоды суммы.

В первую очередь, это актуально для зданий в промзонах и иных «старых» имущественных комплексах, для которых ДГИ Москвы при предоставлении земельных участков в аренду устанавливал ВРИ, сочетающий «производственные» и «коммерческие» виды. Также особое внимание на позицию Конституционного Суда следует обратить арендаторам участков с множественными (смешанными) ВРИ, не все из которых фактически реализуются.

При этом для определения того, используется ли здание фактически под соответствующие цели применяется тот же критерий, что и для объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости по критерию фактического использования. Здание считается используемым под соответствующие цели только если под них задействовано в сумме более 20% полезной площади помещений.

Проще всего это будет обосновать при наличии ранее составленных актов Госинспекции по недвижимости о фактическом использовании (например, если применялась льгота для производственных объектов). Но и в иных случаях можно использовать различные доказательства соответствующего фактического использования (документы БТИ и кадастрового учета, договоры аренды и иные сведения об арендаторах помещений, внесудебное заключение, подтверждающее производственно-складское или иное не связанное с торговлей или размещением офисов использование и т. д.).

Сопровождение юристами Правового центра «Два М» одного из знаковых дел в сфере оптимизации имущественных платежей (№ 3а-6329/2019), отчасти связанного с позицией Конституционного Суда № 46-П по налогу на имущество, позволило в 2021 году исключить из Перечня здание площадью более 31 тыс. кв. м, учитывая осложнение ситуации его нахождением (из-за исторических особенностей межевания) на двух участках, ВРИ одного из которых прямо предусматривает размещение объектов торговли.

Если ранее уже были вынесены судебные акты не в пользу собственника объектов – в ряде случаев можно требовать их пересмотра по новым обстоятельствам, учитывая изменение практики рассмотрения административных дел указанной категории в связи с высказанной Конституционным Судом позицией.

Для получения коммерческого предложения по оптимизации платежей за землю и недвижимость оставьте заявку с указанием кадастрового номера объекта.

Для получения бесплатной консультации позвоните нам по телефону +7 (495) 989 47 25,
напишите в WhatsApp, на 2m@2m.ru или заполните форму