Правовой центр «Два М» оказывает содействие арендаторам, столкнувшимся с невозможностью использования земельного участка.
Часто встречаются ситуации, когда градостроительный регламент территории (виды разрешенного использования и параметры строительства, предусмотренные правилами землепользования и застройки) изменяется в ущерб интересам правообладателей земельных участков. Аналогично, генеральными планами может устанавливаться для участков функциональное назначение, несовпадающее с их текущим использованием, а также могут изменяться в меньшую сторону границы населенных пунктов.
К примеру, участки, которые ранее находились в территориальной зоне жилой застройки в границах населенного пункта и были предоставлены для строительства многоквартирных жилых домов или ИЖС, внезапно «перекочевывают» в зону сельскохозяйственного использования за пределами населенного пункта.
Последствия таких изменений зависят от того, принадлежит ли участок на праве собственности или аренды и построена ли на нем недвижимость.
Так, существующие объекты недвижимости могут эксплуатироваться по прежнему назначению, указанному в кадастре, бессрочно, при отсутствии угрозы жизни, здоровью человека или окружающей среде (то есть практически во всех случаях). В то же время такие объекты нельзя реконструировать, если после реконструкции их назначение не будет соответствовать актуальной редакции правил землепользования и застройки (ПЗЗ).
Новые объекты также могут строиться только в соответствии с новой редакцией ПЗЗ. Исключение – если ранее был получен градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). В таком случае виды разрешенного использования (ВРИ) и параметры строительства, указанные в ГПЗУ, применяются в течение трех лет независимо от последующего изменения ПЗЗ и иной градостроительной документации. Также могут быть достроены объекты, на которые до изменения ПЗЗ было выдано разрешение на строительство.
Отметим, что эти нормы касаются изменения ПЗЗ, генеральных планов только в части видов и параметров разрешенного строительства. Для зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитных зон, охранных зон объектов транспорта и т. д.), хотя они и отражаются в данных документах, предусмотрено специальное регулирование.
При этом само по себе изменение градостроительного регламента в ущерб интересам правообладателя участка не является незаконным. Судебная практика устойчиво исходит из того, что уполномоченные органы вправе менять градостроительный регламент исходя из «баланса частных и публичных интересов», то есть фактически по своему усмотрению.
В свою очередь, оспаривание ПЗЗ эффективно только при наличии в них явных формальных нарушений, в первую очередь, технического характера. Например, если участок попадает в две и более территориальные зоны, для части территории не установлен градостроительный регламент, в ПЗЗ отражены градостроительные ограничения, не утвержденные соответствующими документами и т. д.
В случае, если внесение изменений в градостроительный регламент, с учетом вышеупомянутых правил, препятствует использованию земельного участка по назначению:
Также владельцам земельных участков целесообразно отслеживать планируемые изменения градостроительной документации, активно участвовать (с представлением обоснованных возражений) в общественных обсуждениях, на которые выносятся соответствующие проекты перед утверждением.