Правовой центр «Два М» предлагает услуги по исключению земельных участков из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Московской области.
Для многих владельцев земельных участков сельхозназначения актуален вопрос исключения участков из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, поскольку использование таких земель для коммерческой деятельности практически невозможно. В соответствии с Земельным кодексом, сельскохозяйственные угодья предназначены под пашни, сенокосы, пастбища, залежи и многолетние насаждения. То есть в норме речь должна идти только о землях, используемых непосредственно для производства сельхозпродукции. Однако фактически к данной категории и к особо ценным угодьям, в частности, нередко относятся участки, которые под эти нужды давно не используются либо не использовались никогда.
Отнесение земель к особо ценным сельскохозяйственным угодьям означает:
Такие критерии определяются законом соответствующего субъекта РФ. Например, к особо ценным продуктивным угодьям в Московской области относятся:
Порядок исключения земельного участка из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий будет зависеть от того, по какому критерию участок был включен в этот перечень.
Так, исключение участка из состава мелиорируемых земель (и, соответственно, из перечня особо ценных угодий) возможно, если мелиоративная система на участке отсутствует либо находится в неработоспособном состоянии (в том числе, имеет истекший срок службы). В этом случае исключение осуществляется на основании акта о списании мелиоративной системы (в Московской области полномочиями в этой сфере обладает ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз») или в судебном порядке.
Подробно об исключении из числа мелиорируемых земель.
Если критерием включения участка в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий стал размер кадастровой стоимости, необходимо оспаривание кадастровой стоимости (в том числе, в судебном порядке).
В отдельных случаях может быть актуально оспаривание включения участков в перечень особо ценных угодий на том основании, что они в принципе не являются сельхозугодиями: заняты законно возведенными объектами недвижимости, лесом, водными объектами, зон с особыми условиями использования территорий и т. д.
На практике включение участков в перечень особо ценных угодий нередко производится по критерию кадастровой стоимости формально, то есть при кадастровой оценке не производится полноценного исследования оцениваемых участков, в связи с чем установленная ГБУ кадастровая стоимость не отражает ни фактическое использование сельхозучастка, ни его реальную ценность.
В том числе не учитывается качество почвы на конкретной территории сложный рельеф участка, его вхождение в зоны с особыми условиями использования территории, в которых запрещено или серьёзно ограничено сельскохозяйственное производство.
При этом снижение кадастровой стоимости через заключения оценщика далеко не всегда эффективно. Особенно с учётом того что по таким спорам судебные экспертизы назначаются в государственных экспертных учреждениях. В связи с чем вопрос снижения кадастровой стоимости необходимо разрешать либо через устранение ошибок в исходных данных для оценки (например – неучёт зон с особыми условиями использования) либо же через рыночную оценку и дальнейшую судебную экспертизу, но с постановкой эксперту вопросов, учитывающих специфику участка.
Подробно о снижении кадастровой стоимости.
Правовой центр «Два М» специализируется на разрешении различных вопросов в сфере земельного и градостроительного права, в том числе имеет опыт исключения участков из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий.
Юристы «Два М» осуществляют комплексное правовое сопровождение строительных проектов, требующих перевода земель сельскохозяйственных угодий в другие территориальные зоны (например, из СХ-1 в СХ-3 в Московской области) или категории земель (земли населенных пунктов, земли промышленности и т. д.), изменения разрешенного использования участков и объектов капитального строительства.