Правовой центр «Два М» сопровождает споры по отнесению земельных участков к землям лесного фонда.
В Московской области многочисленные споры о вхождении участков в границы лесного фонда связаны с тем, что данные границы до настоящего времени надлежаще не установлены. Актуальность данной проблемы связана с тем, что для земель лесного фонда установлен особый порядок предоставления и использования, исключающий приватизацию, капитальное строительство на таких участках и т.д. И муниципалитеты полномочий по распоряжению такими участками не имеют.
В перспективе сведения обо всех лесных участках должны быть внесены в ЕГРН и отражаться на публичной кадастровой карте, но ожидать соблюдения такого порядка в ближайшем будущем не приходится. При этом самый очевидный критерий — наличие на участке леса — работает далеко не всегда. Так с одной стороны – многие леса расположены на землях сельскохозяйственного назначения, которые вполне оборотоспособны. С другой стороны — к лесному фонду могут относиться земли, физически уже давно не имеющие к лесу особого отношения.
В связи с чем распространены ситуации, когда местная администрация формирует участки и предоставляет их в собственность или в аренду в общем порядке, как не относящийся к лесным землям. А позднее, часто уже после ввода в эксплуатацию построенного на таком участке объекта, возникают споры с Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Комитет лесного хозяйства в таких случаях руководствуется имеющимися в его распоряжении лесными планшетами и иными доказательствами различной степени достоверности, полагает, что многие земельные участки на территории Московской области сформированы и предоставлены незаконно, поскольку относятся к землям лесного фонда.
В связи с многочисленностью таких ситуации, в отношении ранее предоставленных (до 2016 г.) участков действует режим т.н. «лесной амнистии», благодаря которым существенная часть споров разрешается в пользу владельцев участка (подробно рассмотрен ниже).
В настоящее время острота проблемы несколько снизилась, так как земли, по которым есть мнение Комитета лесного хозяйства об их вхождении в лесной фонд отмечены в новых генеральных планах муниципалитетов Московской области как «территории двойного учёта» т.е. земли которые рассматриваются местными администрациям как не входящие в лесной фонд, но по мнению Комитета – относятся к нему. Также сведения о таких территориях размещены в сайте Региональной географической информационной системы Московской области (РГИС МО).
Аналогичная проблематика связана с «городскими лесами» (лесопарки в границах населённых пунктов), лесами минобороны и т.д. Разница имеется в части органа, уполномоченных заниматься вопросами таких видов лесов.