Исключение сведений из перечня объектов самовольного строительства

Правовой центр «Два М» сопровождает исключение недвижимого имущества из перечня объектов самовольного строительства.

Региональным законодательством ряда субъектов федерации предусмотрено составление перечня самовольных построек, утверждаемого в виде подзаконного нормативного акта. При этом, наличие самовольной постройки в таком реестре, как правило, создает существенные ограничения для пользования и распоряжения не только самой постройкой, но и земельным участком, в границах которого она расположена, иными объектами недвижимости на этом участке. В том числе назначение построек в таком перечне препятствует выкупу участка, продлению договора аренды или внесению в него изменений, совершению иных действий, требующих согласования с уполномоченными органами в сфере земельных и градостроительных отношений. 

При этом нередки ситуации, когда самовольный объект включён в такой перечень, но уполномоченный орган годами не обращается в суд и иных активных действий по нему не принимает. Либо судебный спор давно завершился в пользу владельца объекта, но из перечня он не исключён.

Постановление Правительства Москвы № 819-ПП

В г. Москве ведется перечень, утвержденный Постановлением Правительства Москвы № 819-ПП, куда включаются выявленные объекты самовольного строительства, права на которые зарегистрированы в ЕГРН (приложение № 2), а также иные самовольно возведенные объекты (приложение № 3).

При этом, исходя из норм Постановления № 819-ПП, в приложение № 3 должны включаться некапитальные постройки и участки, на которых осуществляется строительство (например, территории, где размещены строительные материалы, нестационарные склады оборудования и т.п.). Фактически же в данное приложение к 819-ПП включаются все строения, которые по каким-либо причинам отсутствуют в реестре (в том числе, объекты недвижимого имущества).

До внесения объекта в перечень самовольного строительства Госинспекция зачастую направляет правообладателю рекомендацию об устранении нарушений законодательства. Фактически такая рекомендация является приглашением к внесудебной легализации самовольной постройки.

Наличие здания в таком «реестре самовольных построек» фактически блокирует землепользователю возможность обращаться за получением государственных услуг г. Москвы; например, арендатор не сможет перезаключить договор аренды земельного участка, изменить его вид разрешенного использования или получить согласие на заключение сделки в отношении права аренды.

Кроме того, на протяжении периода времени, когда здание находится в Постановлении № 819-ПП, Росреестр в ряде случаев указывает на данный факт в качестве основания приостановления или отказа в регистрации прав и кадастровом учете (хотя законные основания для этого и отсутствуют).

При этом, поскольку органы власти г. Москвы отказываются исключать записи из № 819-ПП даже после окончания рассмотрения в суде дела о самовольной постройке, землепользователь может испытывать неудобства, связанные с включением в реестр самовольных объектов, на протяжении долгих месяцев или лет.

Оспаривание Постановления № 819-ПП в судебном порядке

Оптимальный способ защитить свои права от такого злоупотребления – оспаривать Постановление № 819-ПП в части включения в него конкретного объекта в судебном порядке.

Как показывает судебная практика, в случае, если ранее в отношении объекта было вынесено решение об отказе в сносе самовольной постройки, основания для того, чтобы сохранять такое здание в перечне самовольных объектов, отсутствуют. В случае если объекты были незаконно включены в Приложение № 3 Постановления 819-ПП, оспаривание Постановления может предваряться или сопровождаться оспариванием принятого во внесудебном порядке решения Госинспекции по недвижимости о демонтаже спорной постройки


Для получения бесплатной консультации позвоните нам по телефону +7 (495) 989 47 25,
напишите в WhatsApp, на 2m@2m.ru или заполните форму