Внесудебная легализация самовольной постройки

Правовой центр «Два М» готовит обращения по признанию права на самовольную постройку.

Законодательство РФ дает возможность легализации самовольной постройки лишь в судебном порядке, путем предъявления требований о признании права на самовольную постройку. Но кроме того, в связи с явной практической необходимостью, в отдельных регионах также имеются не закрепленные в законе механизмы внесудебного «узаконения» самовольных построек.

Легализация в Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы

В г. Москве предусмотрена легализация самовольной постройки и самовольной реконструкции в административном порядке, включающая в себя рассмотрение вопроса о возможности сохранения спорного объекта на градостроительно-земельной комиссии г. Москвы (ГЗК). Для передачи вопроса на рассмотрение ГЗК требуется получить доказательства безопасности объекта, в число которых включены: заключение о соответствии построенного объекта требованиям строительных норм, заключение по пожарным рискам, паспорт безопасности, а также некоторые другие документы.

Спецификой московской «легализации» является необходимость уплаты штрафа, который перечисляется в бюджет Москвы в качестве оплаты по дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка, заключаемого именно для данной цели. При этом, размер штрафа является достаточно значительным – в ряде случаев до десятков процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Легализация самовольной постройки в Московской области

В свою очередь, в Московской области также имеется практика административного «узаконения» самовольной постройки и самовольной реконструкции через получение разрешения на ввод в эксплуатацию на уже построенный объект (при необходимости с подготовкой недостающей проектной документации и результатов изысканий). В отличие от Москвы, областной порядок не предполагает выплату дополнительных штрафных санкций (помимо административного штрафа) за сохранение строения.

Необходимо обратить внимание, что указанные способы легализации самовольной постройки не регламентированы законодательно, фактически представляют собой лишь «обычную практику», при этом предоставленные в данном порядке права не подлежат защите в суде. В связи с этим в случае необоснованного отказа в применении данного инструмента интересы правообладателя не могут быть восстановлены в судебном порядке.

Кроме того, поскольку административное «признание» самовольной постройки не означает отказ иных органов власти от претензий по строению, даже по завершении установленной процедуры легализации к собственнику здания могут быть предъявлены требования об уплате штрафов за отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию, нарушение порядка строительства и пр. Позиция судов относительно возможности учитывать в таких случаях факт внесудебной легализации является неоднозначной.

С учетом изложенного, наиболее оптимальный способ ввода самовольно возведенного объекта в оборот и установления правовой связи между объектом и правообладателем участка – судебное признание права собственности на самовольную постройку.

Для получения бесплатной консультации позвоните нам по телефону +7 (495) 989 47 25,
напишите в WhatsApp, на 2m@2m.ru или заполните форму