В отдельных случаях органам местного самоуправления и органам власти городов федерального значения предоставлено право сносить самовольные постройки непосредственно после их выявления.
В отдельных случаях органам местного самоуправления и органам власти городов федерального значения предоставлено право сносить самовольные постройки непосредственно после их выявления.
По общему правилу, снос самовольной постройки возможен только в порядке судебного спора и на основании вынесения решения суда. Вместе с тем, в отдельных случаях органам местного самоуправления и органам власти городов федерального значения предоставлено право сносить самовольные постройки непосредственно после их выявления, в административной процедуре (без получения решения суда).
Так, снос самовольной постройки без решения суда возможен в следующих случаях:
Указанные основания применимы только в отношении зданий и иных объектов капитального строительства. Вместе с тем, следует учитывать, что в случае, если право на объект недвижимости не зарегистрировано в ЕГРН, существует риск того, что уполномоченный орган может отнести такую постройку к некапитальным сооружениям, к которым применяется упрощенная процедура сноса.
Следует обратить внимание, что внесудебный снос невозможен, если участок находится в частной собственности (если доказательства того, что строение угрожает жизни и здоровью граждан, отсутствуют). Кроме того, снести самовольную постройку в административном порядке нельзя, если право на нее зарегистрировано в ЕГРН или в ранее рассмотренном в отношении данного объекта судебном деле было принято решение об отказе в сносе.
Следует обратить внимание, что данное правило касается, в том числе, незарегистрированных пристроек и надстроек к объекту, зарегистрированному в ЕГРН
В то же время, если уполномоченным органом будет установлено, что зарегистрированный в ЕГРН объект был уничтожен, а на его месте было возведено новое строение это, при отсутствии иных препятствий, может быть основанием для предъявления требования о внесудебном сносе самовольной постройки.
Также не может быть снесён во внесудебном порядке объект, право собственности на который в ЕГРН не зарегистрировано, но возникло в силу закона независимо от регистрации. Речь идёт о правах, возникших до 1998 г. (т.н. ранее возникшие права), объектах в жилищно-строительных, гаражно-строительных и иных кооперативах, право на которые возникает после выплаты пая независимо от регистрации и т.д. Однако в таком случае собственнику объекта нужно будет активно доказывать наличие таких незарегистрированных прав
Порядок административного сноса должен быть конкретизирован в законодательстве конкретного муниципального образования; вместе с тем, в большинстве случаев процедура сноса в административном порядке включает следующие этапы:
В случае, если объект самовольного строительства был снесен незаконно, в течение 3 лет с момента сноса его собственник вправе обратиться в суд за убытками, причиненными в результате таких неуправомоченных действий. Вместе с тем, как показывает судебная практика, фактически такие убытки взыскиваются судами с органов государственной власти и местного самоуправления достаточно сложно.