Установление санитарно-защитной зоны

Правовой центр «Два М» сопровождает установление санитарно-защитных зон.

Порядок установления санитарно-защитных зон имеет специфику, обусловленную целями обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Поскольку режим санитарно-защитных зон (равно как и многих других зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ)) накладывает существенные ограничения на строительную и иную хозяйственную деятельность в их границах, вопросы установления (изменения) СЗЗ и определения перечня ограничений принципиально важны для правообладателей участков, включенных в такие зоны.

Также вопрос установления СЗЗ актуален для владельцев (застройщиков) производственных предприятий и иных объектов, являющихся источниками вредного воздействия, учитывая, что разрешение этого вопроса определяет саму возможность строительства (продолжения эксплуатации) объектов на соответствующем месте и объем расходов, связанный с компенсацией убытков владельцам смежных участков.

При этом правила установления санитарно-защитных зон оставляют возможность для усмотрения в зависимости от ситуации.

Критерии установления санитарно-защитных зон

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении объектов, соответствующих одновременно следующим критериям:

  • действующие, планируемые к строительству, реконструируемые объекты капитального строительства;
  • указанные объекты являются источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека;
  • за контурами таких объектов формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе:
  • в жилой зоне - 1,0 ПДК (ОБУВ);
  • на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - 0,8 ПДК (ОБУВ).

Таким образом, если за контурами объектов химическое, физическое и/или биологическое воздействие не превышает санитарно-эпидемиологических требований - установление СЗЗ не требуется. Однако проект СЗЗ все равно должен быть разработан, поскольку именно в нем обосновывается отсутствие необходимости устанавливать СЗЗ.

Также может ставиться вопрос об изменении (уменьшении) или прекращении существования санитарно-защитных зон (в т. ч. ранее определенных «ориентировочных» и «расчетных» СЗЗ до полной отмены данных понятий в соответствии с новым регулированием).

Особенно актуально это с учетом того, что во многих случаях устаревшие нормативы не учитывают применение современных экологичных технологий (использование цикличных процессов производства, введение повторной переработки сырья с целью минимизации отходов, применение энергоэффективных методов и интенсификация производственных процессов и т. д.), оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду.

Порядок установления санитарно-защитных зон

Порядок установления СЗЗ зависит от класса опасности объекта. В случае с объектами I и II класса опасности, установление и изменение санитарно-защитной зоны осуществляется на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ после получения предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту (объекты I и II класса опасности).

К таким объектам в соответствии с санитарной классификацией относятся многие предприятия химической промышленности, металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства, полигоны, мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты, тепловые электростанции (ТЭС), объекты микробиологической промышленности и т. д.

В случае с объектами остальных классов опасности (III-V) в соответствии с санитарной классификацией санитарно-защитная зона устанавливается или изменяется на основании решения территориального органа Роспотребнадзора.

Размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом отдельном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также для промышленных объектов и производств с новыми, недостаточно изученными технологиями, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности. В остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.

В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления СЗЗ фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер СЗЗ устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.

Решение об изменении или прекращении существования СЗЗ может быть принято уполномоченным органом на основании заявления правообладателя соответствующего объекта. В некоторых случаях такое решение может быть принято на основании заявления правообладателя недвижимости, попадающей в СЗЗ.

Проект санитарно-защитной зоны

Санитарно-защитная зона устанавливается (изменяется) на основании проекта, подготовленного специализированной организацией и прошедшего экспертизу.

В проекте санитарно-защитной зоны определяются:

  • размер и границы санитарно-защитной зоны;
  • мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
  • функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования.

Санитарно-защитные зоны объектов, построенных в соответствии с прежним законодательством

В настоящее время значительная часть санитарно-защитных зон в Москве и Московской области не установлена в надлежащем порядке, а определена расчетным способом.

В соответствии с текущим регулированием, с 01.01.2025 г. ранее определенные ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают свое существование, при этом у собственников загрязняющих объектов, в отношении которых установлены такие СЗЗ, есть обязанность обратиться с заявлением об установлении СЗЗ в утвержденном порядке (путем измерения показателей загрязнения) или с заявлением о прекращении существования СЗЗ.

Кроме того, закон предоставляет также право владельцам участков и строений, расположенных в границах ранее определенных «ориентировочных», расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении размера или о прекращении существования СЗЗ, если собственник объекта-загрязнителя не сделал это до них.

На практике это означает, что если раньше санитарно-защитные зоны давно введенных в эксплуатацию объектов нередко можно было «не замечать», в т. ч. при проектировании и строительстве рядом с ними, то теперь все такие зоны должны получить установленные границы, которые будут внесены в ЕГРН. После чего их нельзя будет игнорировать как при новом строительстве, так и при текущем использовании участков, которые в эти границы попадут. То есть, теоретически, наконец должна быть обеспечена определенность по данному вопросу.

В связи с этим существенно более актуальным становится вопрос обоснования границ СЗЗ эксплуатируемых объектов адекватно их текущему использованию и степени опасности для окружающей среды. А для выведенных из эксплуатации объектов – прекращения существования установленных для них ранее СЗЗ.

Требования к установлению санитарно-защитных зон с 2025 г.

Согласно новым требованиям, все зоны с особыми условиями использования территорий, в т. ч. санитарно-защитные зоны, считаются установленными с момента внесения границ таких зон с их графическим описанием и перечнем координат характерных точек этих границ в ЕГРН. Внесение в ЕГРН ранее определенных ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон может быть осуществлено в силу закона до 1 января 2025 г. До указанного срока СЗЗ признается установленной вне зависимости от внесения сведений о ней в ЕГРН.

Также, с 01.01.2025 г. копия решения об установлении санитарно-защитной зоны в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению санитарно-защитная зона, становится одним из обязательных документов, представляемых застройщиком для получения разрешения на строительство (реконструкцию).

Данное решение будет основанием для внесения границ санитарно-защитной зоны в ЕГРН. Соответственно, эти сведения будут отражаться в ЕГРН для всех участков, которые попадут в устанавливаемую зону, о чем станет известно их владельцам.

В течение года после ввода в эксплуатацию построенного или реконструированного объекта его правообладатель обязан также обеспечить проведение измерений атмосферного воздуха и, в случае изменений расчетных показателей, обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об изменении СЗЗ.

Утверждение границ санитарно-защитной зоны

Вышеуказанный уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление об установлении, изменении СЗЗ или прекращении ее существования в срок не более 15 рабочих дней с даты его поступления и направить принятое решение заявителю, а также в Росреестр (для внесения в ЕГРН) и иные государственные органы власти.

Следует отметить, что несмотря на все нововведения, направленные на обеспечение «прозрачности» установления СЗЗ, учитывая длительность переходного периода, на ближайшие годы сохраняется проблематика сбора из различных источников сведений о вхождении земельного участка в уже возникшие санитарно-защитные зоны (равно как и другие ЗОУИТ), а также выявления рисков оказаться в новых СЗЗ по мере их проектирования и внесения в ЕГРН. Эти и другие вопросы разрешаются в рамках градостроительного и земельного аудита.

Для получения бесплатной консультации позвоните нам по телефону +7 (495) 989 47 25,
напишите в WhatsApp, на 2m@2m.ru или заполните форму