Правовой центр «Два М» оказывает квалифицированную юридическую помощь по вопросам, связанным с использованием береговой полосы.
Береговая полоса – это территория, примыкающая непосредственно к акватории водного объекта (ручья, реки, водохранилища и т. д.) и предназначенная для общего пользования. Вхождение земельного участка в береговую полосу водного объекта может не только существенно осложнить или сделать невозможным полноценное использование участка в коммерческих целях, но и создает риски принудительного изъятия земли в пользу государства.
Ширина береговой полосы общего пользования составляет 20 метров, а для небольших (протяженностью от истока до устья не более 10 км) каналов, рек и ручьев ширина береговой полосы поменьше — 5 метров.
В норме границы береговой полосы водного объекта должны отражаться в ЕГРН. Однако на практике в Москве и Московской области нередко встречаются случаи, когда границы береговых полос, водоохранных зон и других ЗОУИТ не внесены в ЕГРН и отсутствуют в градостроительной документации.
Но это вовсе не означает, что водный объект не существует, а земельный участок не входит в соответствующую зону вокруг водного объекта и нет необходимости соблюдать установленные ограничения. На устранение подобных рисков можно рассчитывать только при своевременной проверке участка в рамках градостроительного и земельного аудита.
В то же время, в некоторых случаях имеются основания для исключения участка из береговой полосы. Например, если в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ) или правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) содержатся недостоверные данные о наложении участка на защитную зону водного объекта.
Также в ряде случаев целесообразно рассмотреть возможность изменения границ береговой полосы. Более того, пересмотр границ береговой полосы обязателен, к примеру, в случае выявления факта воздействий антропогенного характера, естественного изменения русла и др. Проверять, надлежащим ли образом установлены границы береговой полосы, уполномоченный орган должен не реже одного раза в 25 лет, но на практике это происходит не всегда.
На практике также часто встречаются споры об отнесении прудов к русловым или замкнутым (например, если сброс воды из пруда происходит только в весеннее время), что имеет принципиальное значение для отнесения водного объекта к федеральной собственности.
Для водохранилищ характерной проблемой при установлении границ береговых полос и водоохранных зон является определение уровня воды, от которого исчисляются границы соответствующих зон. В таких случаях вопрос нередко разрешается в рамках судебной гидрологической экспертизы или на основании внесудебного заключении соответствующего специалиста.
Береговые полосы водных объектов относятся к территориям общего пользования, действие градостроительных регламентов на них не распространяется.
В соответствии с законом каждый гражданин вправе претендовать на свободное пользование береговой полосой водных объектов (без использования механических транспортных средств) для передвижения и пребывания около них (в том числе, для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств).
В отличие от земель, входящих в водоохранную зону, территории, являющиеся береговой полосой, не могут находиться в частной собственности. Приватизация береговой полосы водного объекта недопустима. Более того, наложение даже небольшой части береговой полосы на земельный участок может повлечь предъявление иска от органа власти о лишении права собственности на весь участок.
Аренда земельных участков в пределах береговой полосы водного объекта может осуществляться только при условии обеспечения третьим лицам свободного доступа к береговой полосе общего пользования и водному объекту. Например, ограждение береговой полосы является незаконным и может повлечь привлечение к административной ответственности в виде штрафа или приостановления деятельности. Строительство в береговой полосе запрещается.
Некоторые исключения из данных правил возможны при оформлении права водопользования на акваторию, к которой примыкает береговая полоса.
Правовой центр «Два М» комплексно подходит к решению задач, связанных с вхождением участков в береговые полосы, водоохранные зоны и другие ЗОУИТ, включая анализ возможности полного исключения участка из таких зон или корректировки их границ исходя из интересов клиента, взаимодействие с экспертными организациями, органами власти, представление правовой позиции в заседаниях судов всех инстанций.