Правовой центр «Два М» оказывает квалифицированную помощь при вхождении участков в береговые полосы и водоохранные зоны, успешно ведет дела об исключении участков из таких зон, изменении границ водных объектов.
Наложение на участок водного объекта (причем как самой акватории, так и береговой полосы) может не только существенно осложнить или сделать невозможным полноценное использование участка (арендатор, в том числе, обязан обеспечить доступ третьих лиц к береговой полосе), но и создает риски принудительного изъятия земли в пользу государства.
А учитывая внушительное число водохранилищ и рек в той же Московской области, риск выявления на участке, особенно из состава бывших или нынешних сельхозземель, какого-нибудь безымянного ручья весьма высок.
Информация о наличии на участке водного объекта и, соответственно, о вхождении участка в водоохранную зону и (или) береговую линию водного объекта может следовать из полученного в целях строительства градостроительного плана (ГПЗУ), градостроительной документации, а иногда становится известной правообладателю участка вместе с иском от органа власти о лишении права собственности на земельный участок.
Данные о вхождении участка в зону вокруг водного объекта (равно как и в иные зоны с особыми условиями использования территорий — ЗОУИТ) далеко не всегда отражены в ЕГРН и ПЗЗ, что еще не означает, что водный объект на участке отсутствует, и не устраняет возможные негативные последствия, обусловленные особым правовым статусом и режимом водных объектов. Отметим, что устранение подобных рисков возможно только в рамках своевременного проведения градостроительного и земельного аудита.
При этом встречается судебная практика о лишении собственников прав на весь земельный участок, несмотря на несоразмерность площади такого участка и расположенного на нем водного объекта (или его береговой полосы). Вхождение участка в водоохранную зону менее критично, но также существенно ограничивает возможность его использования.
В связи с указанным, для землепользователей актуальны вопросы, связанные с установлением и изменением границ водного объекта, исключением участков из охранных зон вокруг водных объектов, а также защитой против требований государственных органов.
Для правообладателя участка важно следующее:
Отметим, что ГПЗУ и ПЗЗ могут лишь отражать установленные в надлежащем порядке ЗОУИТ, в том числе береговые полосы и водоохранные зоны. То есть содержащаяся в них информация должна основываться на утвержденных уполномоченными органами документах. Если такой документ отсутствует, а выявленный водный объект с правовой точки зрения водным объектом не является или вовсе не существует, целесообразно оспаривать непосредственно ГПЗУ, а в ряде случаев ПЗЗ, в которых содержатся недостоверные сведения. Если же документ об установлении границ водного объекта утвержден, стоит рассмотреть возможность его оспаривания (например, в части границ водного объекта).
В случае, если уже предъявлен иск органа власти об истребовании земельного участка в связи с наличием водного объекта в границах участка, следует заручиться профессиональной юридической помощью. Крайне важно вовремя представить в суд грамотную правовую позицию, в том числе по вопросам способа защиты права (зачастую органы власти заявляют ненадлежащие требования), применения исковой давности, определения статуса водного объекта и его точных границ (в некоторых случаях инициировать проведение судебной экспертизы).