Правовой центр «Два М» оказывает содействие при возникновении сложностей с ГПЗУ в Московской области.
С необходимостью получения ГПЗУ сталкиваются многие правообладатели земельных участков в Московской области, планирующие осуществление строительства или реконструкции объектов недвижимости на таких участках. На практике при получении ГПЗУ в Московской области возникают проблемные ситуации, связанные как с незаконными отказами в выдаче ГПЗУ, так и с включением уполномоченным органом в ГПЗУ сведений, осложняющих или даже делающих невозможной реализацию проектов по строительству (реконструкции) запланированных объектов.
Полномочиями в сфере подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков в Московской области обладает Мособлархитектура. Распоряжением Мособлархитектуры № 27РВ-161 от 29.04.2021 г. утвержден административный регламент оказания услуги по выдаче ГПЗУ на участки в Московской области.
Для получения ГПЗУ правообладателю участка следует направить запрос в Мособлархитектуру по соответствующей форме с приложением документа, удостоверяющего личность (или полномочия представителя). Никаких дополнительных документов для получения ГПЗУ в Московской области уполномоченный орган требовать не вправе. Выписка из ЕГРН, информация о технических условиях подключения объектов и иные документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия. В то же время, заявитель вправе направить их по собственной инициативе.
Срок получения ГПЗУ в Московской области составляет 14 рабочих дней с даты регистрации в Мособлархитектуре запроса о предоставлении соответствующей
государственной услуги. Срок действия ГПЗУ в Московской области, как и в других регионах, составляет три года с даты выдачи.
Областным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче ГПЗУ. Необоснованный отказ, равно как и включение в ГПЗУ противоречащих закону сведений, могут быть успешно оспорены.
При получении градостроительных планов земельных участков в Московской области возникают следующие основные проблемные ситуации:
Необходимо понимать, что содержание в ГПЗУ подобных сведений далеко не всегда основано на нормативно-правовых документах, что недопустимо. В такой ситуации правообладатель имеет право оспорить ГПЗУ и потребовать выдать новый ГПЗУ без включения соответствующей информации.
В ряде случаев целесообразно оспаривать не сам ГПЗУ, а документ, на основании которого в ГПЗУ внесены соответствующие сведения (например, решение органа власти об утверждении границ ЗОУИТ). Следует иметь ввиду, что ГПЗУ является лишь источником информации о градостроительном регламенте участка и ограничениях его использования (фактически, выпиской из ПЗЗ), но сам по себе не может устанавливать или изменять его правовой режим.
Правовой центр «Два М» специализируется на вопросах, связанных с юридическим сопровождением проектов по строительству и реконструкции в Московской области, в том числе успешно ведет дела об оспаривании ГПЗУ.
В рамках одного из таких дел, сопровождаемых «Два М» (дело № А41-37772/2017), удалось обосновать незаконность содержащихся в ГПЗУ земельного участка Московской области сведений о расположении участка в ЗСО источников питьевого водоснабжения г. Москвы и обязать Мособлархитектуру выдать ГПЗУ без включения соответствующих сведений. Это позволило снять запрет на строительство в той значительной части участка, которая в соответствии с первоначально выданным Мособлархитектурой ГПЗУ находилась в зоне строгого ограничения строительства.
В другом деле об оспаривании ГПЗУ в Московской области (дело № А41-45510/2019) «Два М» удалось доказать в суде незаконность указания уполномоченным органом в ГПЗУ участка на необходимость разработки арендатором ППТ для того, чтобы определить допустимые технико-экономических показатели планируемых к строительству объектов.