Правовой центр «Два М» оказывает услуги, связанные с предоставлением земельных участков в Московской области.
Основания предоставления земельных участков в аренду либо в собственность регулируются федеральным законодательством, в связи с чем в данной части Московская область не имеет какой-либо особой специфики.
Для Московской области принципиально другое: процедура принятия решений в сфере распоряжения земельными участками.
В Московской области практически все распорядительные действия, связанные с государственными землями, согласовываются с уполномоченными структурами Правительства Московской области.
Исключение составляют лишь распоряжение земельными участками под ИЖС, а также ряд случаев согласования схем расположения земельных участков.
Остальные решения в отношении земельных участков (заключение и продление договоров аренды, выкуп земельных участков, изменение ВРИ и пр.) принимаются исключительно при согласовании Московской области.
Техника прохождения согласований следующая.
Землепользователь подает заявление о принятии распорядительного акта в орган местного самоуправления (администрацию муниципального района или округа).
Орган местного самоуправления обеспечивает формирование необходимого комплекта документов (включая акты осмотра земельного участка, заключение об отсутствии обременений в использовании участка, полученное от значительного числа уполномоченных органов).
Данный комплект документов направляется в Министерство имущественных отношений Московской области, которое проверяет формальную комплектность документа и направляет его на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК).
МВК принимает решение о согласовании запрашиваемого распорядительного действия с земельным участком либо об отказе в нем.
В ряде случаев (касается участков, предоставленных для целей многоквартирного жилищного строительства, а также участков от 5 га), окончательное решение согласовывается Градостроительным советом Московской области, деятельность которого координируется губернатором.
С учетом данной системы согласований реальное время прохождения документов (от обращения заявителя до доведения до него принятого решения) может занимать от трех месяцев.
Стандартное время рассмотрения данных заявлений по закону – в среднем, один месяц.
Иными словами, установленные законом сроки принятия решений не соблюдаются.
По истечении установленного законом срока на рассмотрение заявления землепользователь вправе оспорить бездействие органа местного самоуправления в судебном порядке. Ответчиком по такому заявлению будет выступать администрация соответствующего муниципального района либо городского округа, Минимущество – третье лицо.
Приведенная выше информация имеет существенное значение для землепользователей в Московской области, так как позволяет адекватно оценивать временные и административные затраты, необходимые для получения решений, связанных с правами на государственные земли, в Московской области.