Правовой центр «Два М» предлагает услуги, связанные с изменением правил землепользования и застройки в г Москве.
Внесение изменений в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) для Москвы актуально в первую очередь в связи с тем, что на значительной части территории города новое строительство и реконструкция с увлечением площади или изменением назначения объектов запрещены или существенно ограничены.
Для владельцев участков или недвижимости изменение ПЗЗ актуально в целях:
Изменение перечня видов разрешённого использования участка и параметров разрешённого строительства осуществляется путём изменения данных параметров для всей территориальной зоны, в которую входит участок, либо изменения границ территориальных зон.
Отметим, что для исключения из ПЗЗ Москвы сведений о зонах с особыми условиями использования, территориях, для которых градостроительный регламент не устанавливается, чаще всего необходимо ставить вопрос о корректировке не самих ПЗЗ, а документов, на основании которых сведения об этих зонах отражены в них. При этом принципиально важно понимать, что изменение ПЗЗ в интересах владельца недвижимости – это право, а не обязанность уполномоченных органов. Правила землепользования и застройки принимаются и изменяются в первую очередь в интересах устойчивого перспективного развития города (так как эти интересы представляет действующая городская власть).
Соответственно, предлагаемые изменения необходимо обосновать в контексте не только и не столько интересов конкретного владельца недвижимости, сколько градостроительной политики Москвы, актуальных на сегодня её трендов. То есть нужно найти точки соприкосновения интересов представителя бизнеса и городской власти, обосновать полезность планируемого строительства или реконструкции для разрешаемых городом задач.
Например, городу может быть не интересно просто строительство очередных офисных или складских площадей. Другой вопрос, когда в обосновании проекта акценты будут расставлены на создание новых рабочих мест, развитие высокотехнологичных производств, импортозамещение, развитие транспортной и социальной инфраструктуры.
В связи с этим, для изменения ПЗЗ требуется подготовить:
Для зон КРТ также требуются расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры и максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Решение о внесении или об отказе во внесении изменений в ПЗЗ Москвы фактически принимается Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, которая дает свое заключение по предлагаемым изменениям (иные этапы процедуры носят больше технический характер). Данная комиссия состоит из Мэра Москвы, его заместителей, ряда иных должностных лиц правительства Москвы, представителей Мосгордумы, префектуры соответствующего административного округа.
Именно на основании заключения Городской комиссии Москомархитектура инициирует подготовку изменений и дальнейшее проведение публичных слушаний по ним. Масштаб предстоящих публичных слушаний определятся в зависимости от территории, которую охватывают изменения. Так при изменении градостроительного регламента одной территориальной зоны в слушаниях участвуют собственники недвижимости в этой зоне. Отрицательное заключение по итогам публичных слушаний, хотя формально оно и не является безусловным основанием для отказа в утверждении изменений, существенно увеличивает риск такого отказа. В связи с этим необходимо обеспечить качественное представление проекта на публичных слушаниях.
Одним из принципиальных изменений в законодательстве о градостроительной деятельности в 2019 году стало появление упрощенного порядка внесения изменений в ПЗЗ без проведения публичных слушаний. В настоящее время изменения в ПЗЗ возможно внести без публичных слушаний, если планируемые правообладателем земельного участка корректировки затрагивают:
При этом такая возможность предоставляется однократно.
Внесение изменений в ПЗЗ без публичных слушаний может быть актуально, в первую очередь, владельцам недвижимости, планирующим провести её реконструкцию без увеличения технико-экономических параметров (плотность застройки участка, высотность зданий, и максимальный процент застройки на участке), указанных в ГПЗУ.
Упрощённый порядок актуален в первую очередь если требуется изменить разрешённое использование участка под существующим зданием. Например – переделать производственные площади в офисы или гостиницу (апартаменты). Небольшое отклонение по площади может потребоваться, например, для увеличения входных групп нежилого здания. При этом для использования упрощённого порядка важно, чтоб участок изначально был выделен в отдельную территориальную зону. Применение упрощенного порядка внесения изменений в ПЗЗ позволяет сократить сроки реализации проекта в среднем на 4-6 месяцев.
В связи с вышесказанным отдельной достаточно сложной задачей является оценка пределов возможных изменений в ПЗЗ. Такая оценка, наряду с анализом существующих ПЗЗ, осуществляется в рамках градостроительного аудита. Который целесообразно осуществить либо перед инициированием внесения изменений в ПЗЗ либо ещё на этапе до покупки участка (осуществления иных капитальных вложений) если планируемый инвестиционный проект не укладывается в существующий градостроительный регламент. Необходимо определить, какие изменения будет возможно обосновать, а какие явно противоречат действующим нормативам и стратегическим планам развития населенного пункта, в связи с чем будут отклонены.