Особо охраняемые природные территории Москвы

Правовой центр «Два М» предлагает юридические услуги, связанных со строительством и эксплуатацией недвижимости на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Москвы.

В настоящее время на территории города Москвы насчитывается более 120 особо охраняемых природных территорий. Специфика ООПТ Москвы состоит в большем разнообразии их видов по сравнению с перечнем ООПТ, установленным на федеральном уровне, а также в частом сочетании ООПТ Москвы с зонами объектов культурного наследия и иными зонами с особыми условиями использования.

При этом в ряде случаев в границы ООПТ входят застроенные участки, собственникам недвижимости на которых нужно тем или иным образом поддерживать свои объекты в надлежащем состоянии и осуществлять их эксплуатацию. В связи с чем возникает необходимость определения режимов использования таких объектов, соответствующих одновременно интересам собственника, и задачам сохранения природной территории.

Виды ООПТ Москвы

Особо охраняемые природные территории Москвы, в зависимости от своего целевого назначения, подразделяются на следующие виды:

  • национальный парк;
  • природный парк;
  • природно-исторический парк;
  • экологический парк;
  • природный заказник;
  • памятник природы;
  • заповедный участок;
  • ботанический сад, дендрологический парк;
  • городской лес;
  • водоохранная зона.

На федеральном уровне и (или) законами г. Москвы могут быть установлены и иные виды ООПТ Москвы.

Среди наиболее известных ООПТ Москвы Национальный парк «Лосиный остров», включающий в себя 6 лесопарков и занимающий почти 12 тыс. га (1/3 территории - в черте Москвы), природно-исторические парки «Царицыно», «Измайловский парк», «Сокольники», «Останкино», природный заказник «Воробьевы горы», ландшафтный заказник «Тропаревский».

Особо охраняемые природные территории Москвы находятся в собственности города, но могут передаваться в управление внутригородского муниципального образования.

Ограничения деятельности в ООПТ Москвы

Границы и режим ООПТ должны учитываться при разработке любого рода документации, связанной с осуществлением строительной и иной хозяйственной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий Москвы. Полномочия по образованию, изменению категории и упразднению ООПТ, а также по утверждению режима использования земельных участков в границах ООПТ принадлежат Правительству Москвы.

При этом Правительство Москвы и Мосприрода имеют достаточно высокую свободу усмотрения по вопросам использования данных земель. Так участки в границах особо охраняемых природных фактически исключены из регулирования ПЗЗ г. Москвы – градостроительный регламент для них не устанавливается (зона с индексом «Н»).

В связи с этим может быть согласовано размещение в ООПТ объектов, сочетающих природоохранную деятельность и извлечение прибыли. В том числе объектов спорта и активного отдыха с сопутствующей инфраструктурой: гостиниц и т. д.

Инвестору, планирующему приобретение участка в границах ООПТ или застройку участка, следует иметь ввиду, что ограничения использования участков в границах ООПТ Москвы, а также вопросы их охраны и защиты, определяются положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, утверждаемым Правительством Москвы.

На основании проекта планировки ООПТ может производиться зонирование особо охраняемой природной территории города Москвы с выделением различных функциональных зон и участков, в том числе:

  • заповедные участки;
  • зоны охраны историко-культурных объектов;
  • учебно-экскурсионные зоны;
  • рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные для массового отдыха населения;
  • физкультурно-оздоровительные и спортивные зоны, предназначенные для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий;
  • прогулочные зоны;
  • административно-хозяйственные участки;
  • зоны охраняемого ландшафта;
  • участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием ООПТ Москвы и не противоречит установленному режиму.

В пределах указанных зон и участков ООПТ определяются индивидуальные режимы хозяйственной, в том числе, градостроительной деятельности либо полный запрет на ее осуществление.

По общему правилу, в границах ООПТ Москвы запрещаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе:

  • искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
  • возведение капитальных объектов, не связанных с использованием ООПТ, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;
  • проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы;
  • изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс ООПТ;
  • размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети в границах ООПТ Москвы без соответствующего согласования.

Положение об ООПТ, утвержденное Правительством Москвы, как правило, содержит более конкретизированные требования к условиям использования участков в границах ООПТ, в том числе, применительно к отдельным функциональным зонам особо охраняемой природной территории.

Правообладатели подписывают охранные обязательства по соблюдению режима использования и обеспечению сохранности природных сообществ и объектов на участках, расположенных в ООПТ.

Уменьшение площади ООПТ Москвы, в силу прямого указания закона, не допускается. Корректировка границ ООПТ возможна на основании постановления Правительства Москвы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Законом определены лишь два основания для упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения:

  •    гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой ООПТ;
  •    гибель памятника природы или заповедного участка в целом.

Осуществление любого рода хозяйственной деятельности в границах ООПТ Москвы требует обязательного согласования проектной документации со стороны Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (Мосприроды), включая проведение государственной экологической экспертизы проекта. При этом специальными административными регламентами, в зависимости от вида планируемой деятельности на участке в границах ООПТ, утверждены требования к составу проектной документации.

Проведение строительных и иных хозяйственных работ в границах ООПТ Москвы в отсутствие необходимых согласований может повлечь не только административную ответственность в виде значительных штрафов, но и уголовную ответственность в случае причинения значительного ущерба ООПТ и природным объектам. Таким образом, для правообладателя объекта, на законных основаниях размещённого в границах ООПТ, вся дальнейшая деятельность связана с необходимостью согласований с Мосприродой.

Для получения бесплатной консультации позвоните нам по телефону +7 (495) 989 47 25,
напишите в WhatsApp, на 2m@2m.ru или заполните форму