Правовой центр «Два М» сопровождает размещение некапитальных объектов и согласование ранее размещённых на участках в частной собственности в Москве.
Размещение некапитальных объектов на участках, находящихся в частной собственности в Москве чаще всего требует согласования с Государственной инспекцией по недвижимости (ГИН) Москвы, при которой организована межведомственная рабочая группа по данному вопросу. Получение данного согласования регламентировано Постановлением Правительства Москвы от 05.06.2024 N 1255-ПП (действует с 1 сентября 2024 г.).
При этом условием получения такого согласования является одобрение архитектурно-художественного решения некапитального объекта Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы.
Также для получения данного согласования требуется, в том числе:
При этом установлено ограничение на площадь размещаемых некапитальных объектов – не более 50% от свободной от застройки площади находящегося в собственности участка.
Также Постановлением Правительства Москвы № 1255-ПП предъявляется требование о соответствии объектов требованиям по безопасности и иным техническим нормами федерального и регионального уровня.
Кроме того, установлены многочисленные основания для отказа в согласовании, напрямую не связанные с соблюдением технических требований – предстоящее изъятие участка (в том числе если в его отношении начата процедура комплексного развития территории) выявление на участке признаков самовольного строительства, нецелевого использования и т.д.
Согласование не требуется для объектов:
Также в ряде случаев не требуется согласование для некапитальных объектов на строительных площадках (но по общему правилу нужно согласовывать и их).
За размещение несогласованных объектов установлена санкция в виде их демонтажа, причём во внесудебном порядке. Также нужно учитывать, что в случае принудительного демонтажа объекта ГИН Москвы обращается с иском о взыскании стоимости работ по демонтажу.
Размещённые до 1 сентября 2024 г. на участках в частной собственности некапитальные объекты должны быть согласованы в вышеуказанном порядке до 1 сентября 2027 г. Соответственно, до этой даты они могут эксплуатироваться без согласования.
При этом необходимо учитывать, что в спорных ситуациях собственнику потребуется доказать факт размещения объекта до 1 сентября 2024 г.
При этом, учитывая многоэтапный порядок согласования объектов и весьма расплывчатые основания отказа, в таком согласовании – настоятельно рекомендуем уже сейчас приступать к подготовке пакета документов и получению такого согласования.
Так, велика вероятность, что для получения согласования потребуется либо проводить строительные работы по приведению объекта в соответствие с установленными Постановлением № 1255 тре6ованиями (демонтировать не вписывающиеся в 50% лимит площади, привести внешний вид в соответствие с актуальными требованиями Москомархитектуры).
Также может потребоваться исключить участок (здания на нём) из перечня имеющих признаки самовольного строительства (Постановление № 819), устранить признаки нецелевого использования земли и т.д.
Во многих случаях потребуется разрешать вопрос в судебном порядке.
Размещение некапитальных строений на участках, находящихся в федеральной собственности и предоставленных Росимуществом или иными федеральными органами в аренду, постоянное (бессрочное) пользование также необходимо согласовывать с ГИН Москвы. Согласование производится в том же порядке, что и для участков в частной собственности.
Ситуация дополнительно осложнена тем, что помимо согласования со стороны ГИН Москвы для размещения (или сохранения) некапитального объекта на таких участках потребуется согласие Росимущества или иного федерального органа, реализующего полномочия собственника по такому участку.
Правовой центр «Два М» имеет опыт сопровождения как административных процедур размещения некапитальных объектов различного назначения в Москве, так и судебных споров в данной области.
А также — сложившиеся деловые связи с проектировщиками и экспертными организациями, участие которых необходимо для урегулирования данных вопросов.
Также юристы Правового центра имеют богатый опыт судебного и административного урегулирования по смежным вопросам — о нецелевом использовании участков, самовольном строительстве и т.д., которые во многих случаях имеют принципиальное значение для согласования уже существующих или планируемых некапитальных построек на участках, находящихся в частной собственности.