Правовой центр «Два М» оказывает квалифицированную юридическую помощь по вопросам, связанным с защитой права на свободный доступ к водному объекту и использование береговой полосы.
Самовольная застройка береговой полосы ограждающими конструкциями, ограничение прохода к воде различными способами – то с чем нередко приходится сталкиваться гражданам и организациям.
Право каждого иметь доступ к водным объектам общего пользования, бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд гарантировано Водным кодексом. Для общего пользования также отводятся и береговые полосы.
Под береговой полосой понимается полоса земли вдоль береговой линии водного объекта. Ширина береговой полосы составляет 20 метров, 5 метров – для небольших (протяженностью не более 10 км) рек, ручьев и каналов.
Береговые полосы относятся к территориям общего пользования, соответственно участки в пределах полосы не могут находиться в частной собственности. В случае наложения земельного участка на береговую полосу есть основания предъявления со стороны уполномоченных органов исков о признании права отсутствующим (подробно в публикации моего коллеги).
При этом аренда участков в береговой полосе не запрещена и возможна при условии обеспечения арендатором беспрепятственного доступа к береговой полосе и водному объекту.
Кроме того, иные правообладатели соседних земельных участков, расположенных за пределами береговой полосы, но вблизи водного объекта также обязаны не препятствовать в свободном доступе вне зависимости от наличия иных способов подойти к воде. Свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе подразумевает не только свободный проход к берегу, но и возможность использовать всю береговую полосу безвозмездно и без ограничений для передвижения и пребывания около данного водного объекта.
Также на береговой полосе запрещается осуществление строительства (возможно согласованное размещение некапитальных объектов).
1) Обращение в надзорные органы с заявлением о проведении проверки соблюдения законодательства в области охраны водных объектов и привлечение к административной ответственности
К таким органам, в частности, относятся органы Росприроднадзора, природоохранная прокуратура.
Природоохранный прокурор по результатам проведенной проверки на соблюдение норм водного законодательства обязан вынести требование об устранении нарушений, а в случае неисполнения, обратиться в суд с требованием не чинить препятствий и обеспечить доступ к водному объекту и его береговой полосе.
Росприроднадзор наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ.
Кроме того, в Москве, лица ограничивающие доступ к водному объекту, могут быть привлечены Госинспекцией по недвижимости к административной ответственности по статье 6.5 КоАП г. Москвы за самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования.
2) Обращение в органы муниципальной власти (в ДГИ – в Москве)
В компетенцию муниципальных органов входит обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, поэтому они несут ответственность за бездействие и обязаны принять меры по демонтажу ограждающих конструкций и прекращению иных действий, препятствующих свободному доступу.
3) Обращение в суд с требованием об устранении препятствий в пользовании водным объектов, его береговой полосой
Данное требование может быть заявлено в рамках коллективного иска группой лиц при соблюдении ряда условий, предусмотренных статьей 244.20 ГПК РФ, а также в индивидуальном порядке лицом, чьи права в свободном доступе нарушаются.
Также с указанным требованием в защиту интересов неопределенного круга лиц может обратиться и прокурор, который по результатам проверки выявит соответствующие нарушения водного законодательства.
4) Установление публичного сервитута для прохода к водному объекту
В ситуации, когда проход или проезд к водному объекту и его береговой полосе невозможен иначе, чем через земельный участок, принадлежащий иному лицу и расположенный за пределами береговой полосы, лица, которые ограничены в свободном доступе к водному объекту, вправе обратиться в органы исполнительной власти и муниципалитеты с заявлением об установлении публичного сервитута в целях прохода или проезда к водному объекту.
1) определение статуса водного объекта
Право свободного доступа и пользования береговой полосой распространяется только на общедоступные водные объекты. Однако зачастую возникают трудности с тем, чтобы определить является тот или иной водный объект объектом общего пользования или нет, от чего соответственно также зависит возможность требовать беспрепятственный доступа к объекту.
Например, само по себе расположение пруда на частной территории еще не означает, что он не является общедоступным. Если он является проточным (имеет гидравлическую связь с иными водными объектами), то такой водный объект признается общедоступным и не может находиться в частной собственности. Спорная ситуация может возникнуть, например, если пруд устроен на пересыхающем ручье и сброс волы через его плотину происходит только весной и в период сильных дождей.
2) вопросы, связанные с исключительным водопользованием
В данном случае стоит обращать внимание на то, что заключенный с властями договор водопользования или договор аренды земельного участка, на котором частично находится водный объект и который предоставлен для осуществления рыбоводства, не всегда предполагает исключительное водопользование. При отсутствии такого положения в договоре водопользователь/арендатор также не имеют права ограничивать доступ к воде.
Правовой центр «Два М» комплексно подходит к решению задач, связанных с пресечением незаконного ограничения прохода к водному объекту и береговой полосе, вхождением участков в береговые полосы, корректировки их границ исходя из интересов клиента, включая взаимодействие с экспертными организациями, государственными органами, защиту интересов в судах всех инстанций.
Ведущий юрист