Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 225-74-27 | +7 495 225-74-28

Судебная защита по делам об оспаривании действий или бездействия публичных органов

Одной из гарантий законности в правовом государстве является возможность оспаривания актов публичной власти в судебном порядке, что в полной мере соответствует принципу разделения властей, при котором органы законодательной, исполнительной и судебной власти отделены друг от друга, однако последние вправе осуществлять судебный контроль над деятельностью иных ветвей власти, не вмешиваясь при этом в их компетенцию.

Разумеется, для того чтобы стать действительной гарантией правопорядка, право на обжалование решений публичной власти должно подкрепляться реальной независимостью судей от иных государственных структур (в том числе, прокуратуры, органов исполнительной власти субъектов РФ и др.).

Действующее законодательство закрепляет право на обжалование в суд, арбитражный суд решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, отдельных должностных лиц, а также иных органов или организаций, на которые возложены функции публично-правового характера (например, кадастровой палаты, которая формально является не органом государственной власти, а бюджетным учреждением, однако осуществляет публичную функцию по ведению государственного кадастра недвижимости).

В связи с глубокой степенью проникновения государственного регулирования в жизнь общества сфера оспаривания актов публичной власти также весьма обширна. На практике широко распространено, в частности, обжалование следующих ненормативных актов:

  • решений налоговых органов о доначислении налогов по результатам налоговой проверки, наложении сумм штрафа и пеней, иных актов налогового контроля;
  • решений налоговых органов о внесении (отказе во внесении) сведений в ЕГРЮЛ или исключении сведений из ЕГРЮЛ, в том числе в связи с наличием корпоративных конфликтов;
  • предписаний органов прокуратуры, антимонопольных органов, органов пожарного надзора и иных контролирующих органов об устранении нарушений законодательства;
  • решений органов власти об отказе в предоставлении земельных участков, отказе в изменении разрешенного использования, совершении иных юридически значимых действий с землей;
  • решений об отказе в кадастровом учете объектов недвижимости, совершении иных юридически значимых действий, связанных с государственным кадастром недвижимости;
  • решений об отмене (отказе в продлении) разрешений на строительство, действий по выдаче ненадлежащего градостроительного плана земельного участка, иных публичных актов в сфере строительства и градостроительства; и др.

Особенностью рассмотрения данного вида споров является тот факт, что, согласно закону, обязанность доказывания правомерности оспариваемого акта возложена на соответствующий орган власти или должностное лицо.

Вместе с тем, данное положение не следует воспринимать излишне буквально. Так, заявитель в любом случае должен доказать свой материальный интерес в оспаривании акта, который распадается на две составляющие: 1) оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и законные интересы заявителя, 2) признание недействительным данного акта органа власти повлечет за собой восстановление нарушенных прав. Кроме того, на практике добросовестные юристы в любом случае разрабатывают полноценную правовую позицию по данной категории дел, указывая на конкретные нормы материального права, которые были нарушены органом-ответчиком.

Следует отметить, что законом устанавливается весьма незначительный срок на подачу заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, а именно 3 месяца с даты, когда заявителю стало известно о нарушении своего права. Таким образом, по сравнению с исковым производством, где срок исковой давности составляет, как правило, 3 года, в данном случае закон предусматривает сокращенный срок для защиты права. Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Последствием признания ненормативного акта недействительным, действий или бездействия незаконным является, как правило, обязание принять решение в пользу заявителя либо устранить последствия незаконных действий (бездействия).

При оспаривании бездействия, выражающегося в непринятии какого-либо решения, суд, вопреки ожиданиям заявителя, может обязать орган власти лишь рассмотреть соответствующее заявление и принять любое (не обязательно положительное) решение. Соответственно, на основании указанного судебного акта административным органом может быть принято не устраивающее заявителя решение, которое потребует подачи нового заявления об обжаловании. Для предотвращения указанной ситуации следует формировать материалы дела таким образом, чтобы суд имел возможность самостоятельно принять требуемое решение по существу спора, и указывать на возможность восстановления своих прав только таким образом.

Правовой центр «Два М» оказывает квалифицированные юридические услуги по представлению интересов заявителей в делах об оспаривании решений, а также действий (бездействий) органов власти и должностных лиц, в том числе:

  • проводит правовую экспертизу ситуации для целей выбора надлежащего способа защиты права заинтересованного лица, оценки перспектив оспаривания конкретного ненормативного акта;
  • представляет интересы доверителя в арбитражных судах, судах общей юрисдикции по заявлениям о признании недействительными решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц;
  • представляет интересы клиентов на стадии исполнения судебных актов.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефонам:

  • (495) 225-74-27
  • (495) 225-74-28
  • (495) 225-77-83 
    или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Юридические услуги