Правовой центр «Два М» защищает интересы собственников недвижимости при проведении контрольных мероприятий относительно целевого использования участков и при рассмотрении связанных с ним споров.
В случае возникновения претензий контролирующих органов к целевому использованию участка значимы такие вопросы как:
Наличие или отсутствие признаков нарушения ВРИ участка в фактически ведущейся на участке деятельности далеко не всегда однозначно.
Например – существует достаточно тонкая грань между офисами, как самостоятельным видом деятельности и административными помещениями на предприятии, являющимися неотъемлемой его частью (кабинеты руководства, менеджмента, бухгалтерии и т.д.). Так контролирующие органы склонны необоснованно относить к офисам любые помещения, где есть столы и компьютеры на них. Тогда как судебная практика признаёт такую квалификацию неправомерной если административный персонал, размещающийся в таких помещениях, обслуживает производство, склад или иную деятельность на том же или соседних участках.
В этом случае помимо внешнего вида помещений должны оцениваться наличие и фактическое использование иной недвижимости на участке, штатное расписание организации и сведения о её экономической деятельности т.д. И в интересах владельца недвижимости подготовить и предоставить соответствующие материалы как при проведении проверки, так и в случае дальнейших споров, связанных с её результатами.
Также имеют значение такие «мелочи» как наличие на здании и дверях отдельных помещений рекламы или информационных табличек, сведения о находящихся в здании организациях и их деятельности, размещаемые на неофициальных ресурсах в Интернете и т.д.
Аналогичные вопросы о наличии на участке критериев нарушения разрешённого использования возникают, например, применительно к складам с выдачей заказов (в части разграничения от магазинов). Здесь решающее значение имеет наличие кассовых аппаратов, выкладки товаров и т.д.
Применительно к столовым на территории предприятий важно, имеется ли к ним доступ «с улицы» и т.д.
А в случае если выявление признаков нецелевого использования участка зависит от площади, задействованной под те или иные виды деятельности (актуально для участков в Москве, используемых под вспомогательные ВРИ), ситуация усложняется поскольку нужно установить использование каждого отдельного помещения, подсчитать их площади. В том числе, разграничить какие помещения имеют самостоятельное значение, а какие относятся к местам общего пользования в здании (что критично при близких к предельным значениям процентах).
Отметим, что похожие вопросы о правовой квалификации фактически имеющейся деятельности, соотношении площадей разного назначения возникают не только применительно к критериям нецелевого использования, но и при обследовании зданий на предмет обоснованности включения в перечень облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости.
Наличие признаков нецелевого использования на участке часто зависит от того, как понимать разрешённое использование, которое для него установленною. Это бывает непросто, например, когда речь идёт о применении вспомогательных видов разрешённого использования, которые не требуется вносить в ЕГРН. Так в правилах землепользования и застройки Москвы, с одной стороны, закреплён достаточно широкий перечень таких видов. С другой ряд ограничений на их применение. Например, вспомогательный вид нельзя использовать тогда, когда он же установлен правилами землепользования и застройки в качестве основного. Это актуально для участков в границах комплексного развития территории и в части зон сохраняемого землепользования (индекс «Ф») для которых установлен широкий перечень основных ВРИ. В связи с чем нередки ситуации когда владелец участка начинает законно использовать его под вспомогательные виды, а затем, после внесения изменений в правила землепользования и застройки Москвы (по инициативе городских властей и без всякого участия такого правообладателя) участок вдруг начинает подпадать под критерии нарушения вида разрешённого использования.
Также много споров связано с необходимостью указания права на применение вспомогательных видов разрешённого использования в договор аренды участка.
Ещё один постоянный источник споров – основные виды разрешённого использования участков, не приведённые в соответствие с действующим классификатором и допускающие двоякое толкование
Помимо вышерассмотренных вопросов оценки фактических обстоятельств, важно, соблюдён ли порядок проведения контрольного мероприятия, по итогам которого на участке выявлены признаки нецелевого использования. Особенно актуален этот вопрос в связи с мораторием на плановые проверки, и существенными ограничениями на внеплановые. Также нередки ситуации, когда контрольные мероприятия инициированы законно, но проводятся с теми или иными нарушениями процедуры.
Правовой центр «Два М» имеет богатый опыт защиты землепользователей по спорам о нецелевом использовании – как о привлечении к административной ответственности за соответствующие нарушения, так и гражданско-правового характера (о расчёте арендной платы, праве на применение льготных арендных ставок). Причём и в том и в другом правовая позиция может строиться как на несоответствии выводов контролирующих органов фактическим обстоятельствам или неоднозначности (неполноте или неясности) результатов проверки, так на соображениях процессуального характера.
Примеры наших успешных дел в данной сфере:
Также юристы Правового центра готовы помочь и в части превентивных мер, направленных на минимизацию риска ответственности за нецелевое использование. А именно – предварительно изучить земельный участок со зданиями и действующие в их отношении документы, определить, есть ли риск выявления признаков нецелевого использования. И, если есть – составить «дорожную карту» действий, необходимых для данного риска либо для изменения разрешенного использования на соответствующе фактическому, внесения изменений в правила землепользования и застройки и т.д.. А в дальнейшем – взять на себя реализацию соответствующих мероприятий.
Для предварительной бесплатной оценки ситуации укажите в форме ниже кадастровый номер участка или здания и краткие сведения о его фактическом использовании, наличии претензий контролирующих органов.